Лето кончается, и жизнь входит в привычное русло: на этой неделе МХТ и Театр-студия под руководством Табакова открывают новый сезон. 

Начнем с «Табакерки». Сбор труппы, на котором общественности расскажут о планах на будущий сезон, назначен на 10-е сентября, но спектакли начнутся уже с первого. В День города «табакерцы» играют одну из последних и лучших премьер прошлого сезона – «Рассказ о счастливой Москве». В оригинале эта не издававшаяся в советское время повесть Андрея Платонова называется «Счастливая Москва», а речь в ней идет о прекрасной – во всех отношениях – комсомолке по имени Москва Ивановна Честнова. 

Имя выбрано неслучайно – девушка Москва также юна, изменчива и захвачена противоречивыми чувствами, как и красная Москва 30-х годов, в которой писал свой роман Платонов. Чем обернулись 30-е годы для Москвы и москвичей мы знаем, финал истории Платонова – открытый. Главную роль в спектакле Миндаугаса Карбаускиса играет Ирина Пегова. И даже если вы равнодушны к прозе Платонова, стоит посмотреть, чтобы уловить атмосферу и ритмы, в которых наш город жил почти 80 лет назад. 

Для поклонников «Табакерки» расскажем кое-что о ближайших планах театра. 7 сентября состоится премьера «Затоваренной бочкотары», легендарного спектакля, поставленного в конце 80-х Евгением Каменьковичем по повести Василия Аксенова, и возобновленного сегодня с новым поколением актеров. Те, кто видел спектакль тогда, могут подтвердить: из его необычной формы родились первые советские видеоклипы. Чем он запомнится сегодня – увидим. Осенью же Константин Богомолов (его забавный и задиристый спектакль «Много шума из ничего» смотрите на этой неделе на Малой Бронной) начнет репетировать в «Табакерке» «Процесс» по знаменитому роману Франца Кафки. 

Расскажет о своем новом замысле и Миндаугас Карбаускис, но его планы, как всегда, до начала репетиций хранятся в тайне. Родителям, нежданно-негаданно обнаружившим у своих чад несомненные актерские способности, спешим сообщить: начатое Табаковым строительство театрального лицея близится к завершению. Лицейские классы и общежитие (в школу будут принимать одаренных детей со всей России) возводят на улице Чаплыгина. Первый набор учащихся объявят будущей весной. А почти по соседству, на углу Сухаревской площади и улицы Щепкина, возводится новое здание для самой «Табакерки». Окончание строительства намечено на 2008 год. 

В Мастерской Петра Фоменко сезон идет уже в разгаре. На этой неделе идет «Одна абсолютно счастливая деревня», поставленная Фоменко по прозе его давнего друга, писателя Бориса Вахнина. Семь лет назад, после премьеры этого спектакля вся Москва заговорила о Полине Агуреевой, сыгравшей свою тезку – деревенскую красавицу Полину, хрупкую и норовистую, которую война и фронтовая похоронка научили и коня на скаку останавливать, и растить близнецов в лихое голодное время. Простые, давно известные истины, в спектакле излагаются так, что не удержать слез. «Слышишь, земля гудит? Значит, эшелоны едут, значит, война будет, - объясняет ожившее деревенское пугало Полине, задумавшей избавиться от беременности. - Убьют твоего Михеева, а дети – останутся».     

Кстати, о детях. В эти же дни на малой сцене МХТ имени Чехова идет «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова. Сюжет в нашумевшем триллере Мартина Макдонаха строится вокруг расследования серийных убийств, жертвами которых становятся дети. И хотя для особо чувствительных натур спектакль может стать испытанием, сыгран и поставлен он виртуозно, а финал, вопреки сюжету, оказывается светлым. Дело в том, что Кирилл Серебренников и сыгравший главную роль Анатолий Белый повествуют не о маньяках и изуверствах, а том, что Художник несет ответственность за свои творения, и его совесть должна оставаться незапятнанной – даже ценой жизни.