Абонементы Московской филармонии на новый сезон просто поражают размахом и качеством: 150 «собраний сочинений» разместятся в 9 концертных залах Москвы, представят хорошо продуманные программы и порадуют самого законченного филантропа. «ВД» дает свои рекомендации.

Семь из полутора сотен абонементов совсем новенькие, и из них только «Оратории и кантаты» вряд ли тянут на оригинальность, – такой цикл объявлял в минувших сезонах Дом музыки. Впрочем, жанры эти не самые популярные и надоесть еще не успели.
Все остальные новинки на загляденье. Филармония решилась, наконец, на «Классику и рок» (№56), и это дорогого стоит, поскольку нельзя же до бесконечности делать вид, что глобальные процессы нас не касаются. Тем более что и домашние дела не остались без внимания – есть абонемент к 860-летию Москвы и «Православные песнопения» в Большом зале консерватории. Персонального абонемента с приятным номером №13 удостоен Теодор Курентзис, что очень важно и как прецедент для молодых и успешных, и как его личная победа, поскольку дирижер ныне находится в «свободном полете». А еще филармония всерьез озаботилась притоком нового зрителя, и к списку привычных уже детских абонементов придумала новые «Сказки с оркестром», в которые не поленилась привлечь настоящих медийных звезд – на дневных симфонических субботниках сказки Перро и Андерсена будут читать Чулпан Хаматова, Марина Александрова, Павел Любимцев и Дмитрий Назаров. Тащить сюда детей силком не придется, сами попросятся.

Теодор КурентзисВпервые в Москве выступят Венецианский и Амстердамский барочные оркестры, которые порадуют растущую популяцию ценителей ранней музыки и еще раз намекнут, что мы не на обочине мировых тенденций. Также впервые выступит ансамбль «12 виолончелистов Берлинской филармонии», способный разволновать до слез, и аналоги «Виртуозов Москвы» – «Виртуозы Вены» и «Виртуозы Рима». Репертуар пока не оглашен, но искать специфику придется скорее в нем, а не в манере игры. Итог – Венеция, Амстердам, Берлин, Вена, Рим – оркестры европейских культурных столиц такого качества впервые играют в Москве в одном сезоне.

Продолжатся и старые успешные циклы. Для тех, кому интересны концерты «человека-оркестра» есть солидный список приглашенных органистов. Свои школы представят Польша, Германия, Швеция, Франция, Великобритания – в абонементе Stilius fantasticus. Продлятся «Звезды мировой оперы в Москве», которые не нуждаются в рекомендациях и, как правило, привлекают толпы светской публики. Здесь отсутствие билетов перед концертом гарантировано. Список мировых знаменитостей продолжат на этот раз европейские примадонны – француженка армянского происхождения Анник Массис (сопрано) и две итальянки Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано) и Барбара Фриттоли (сопрано).

Патриция Чьофи В цикле «Оперные шедевры» будет три бестселлера, в том числе популярнейшая «Травиата» Верди. Здесь подразумевается блестящий вокальный ансамбль, знаменитый именно в вердиевском репертуаре. Однако для интриги припасен дебют – уже покорившая европейские театры итальянка Патриция Чьофи (сопрано) впервые выступит в Москве в заглавной роли. В самом начале сезона Михаил Плетнев выпускает «Пиковую даму» в Большом, и его роман с оперой продолжится благодаря двум одноактным опусам Сергея Рахманинова – раннему «Алеко» и знаменитой «Франческе да Римини». Главные роли в обеих операх исполнит Сергей Лейферкус, то есть в одном проекте сойдутся два тонких и вдумчивых интерпретатора оперной и камерной музыки Рахманинова. В том же абонементе гастроли Оперного театра Arena di Verona – гала-концерты солистов, симфонического оркестра и хора. Ударный квартет голосов выглядит так: Лючия Маццария (сопрано), уже упомянутая в соло-концерте Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано), Пьеро Джулиакки (тенор) и Паата Бурчуладзе (бас).

Оркестру Большого театра оперной классики хватает в собственной оркестровой яме, и потому в филармоническом абонементе он предпочел симфонические опусы – будут Свиридов, Яначек и Дворжак. Юрий Темирканов, заступающий в новом сезоне на пост главного приглашенного дирижера Большого, выбрал тему: музыкальные интерпретации «Ромео и Джульетты» у Берлиоза, Чайковского и Прокофьева.

Юрий ТемиркановНа абонемент «Великие инструментальные концерты» пожалует пан Кшиштоф Пендерецкий и лично продирижирует собственным Виолончельным концертом и Concerto grosso для трех виолончелей. В этот вечер у самого миролюбивого струнного инструмента будет праздник: музыку Пендерецкого играют вместе с АСО Московской филармонии Наталия Гутман, Александр Рудин, Борис Андрианов и Давид Герингас.

Будут еще «Камерные вечера» с «грэмминосной» скрипачкой Анне-Софи Муттер и «Мировые звезды — лауреаты конкурса имени П.И. Чайковского», призванные, кроме прочего, улучшить имидж скандального конкурса. Сольные концерты даст когорта действительно знаменитых музыкантов, среди которых Барри Дуглас и Марио Брунелло. Будут также восьмой фестиваль «Посвящение Олегу Кагану» и третий «Виртуозы гитары» с целыми списками звезд – о них «ВД» расскажет ближе к началу. Вот только практика показывает, что абонементов на достойные внимания концерты к тому моменту не останется, так что запасайтесь заранее.