Театральный сезон близок к открытию. Это значит, что некоторые театры уже объявляют о планах на будущее и вновь открывают двери перед зрителями. Добро пожаловать - сезон 2007-2008 начался! 

Хорошая новость для поклонников Мастерской Петра Фоменко: уже на этой неделе можно посмотреть «Отравленную тунику» – пьесу Николая Гумилева, поставленную Иваном Поповским. В поэзии Серебряного века он разбирается как никто: еще учась у Фоменко в Гиттисе, македонец Поповски стал первым, кому удалось поставить цветаевское «Приключение». 

Потом был «Балаганчик» Блока и вот теперь – стилизованная под античность драма Николая Гумилева, действие которой происходит в древней Византии. В ролях – Кирилл Пирогов, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и другие актеры, владеющие почти утерянным сегодня навыком произнесения со сцены стихотворного текста. В «Мастерской» это делают тонко, музыкально и с юмором. И если вы не смогли осилить томик Гумилева, то есть реальный шанс, что спектакль поможет вам полюбить его поэзию. 

Открывает сезон и «Школа современной пьесы». В самое ближайшее время во внутреннем дворе театра начинается строительство нового здания – оно будет оснащено по последнему слову техники, а внешне оформлено под старину. Старое и новое здания соединит 100-метровая пешеходная улица, которой дадут имя Булата Окуджавы, чьи концерты десять лет назад собирали сотни поклонников на Трубной площади. Окончание строительства намечено на 2009 год, а пока труппа Иосифа Райхельгауза играет в прежних стенах.  

В ближайшие дни можно посмотреть старый «хит» этого театра – чеховскую «Чайку», поставленную в стиле классической оперетки. Партию капризной провинциальной примы Аркадиной поет и танцует Ирина Алферова, а самовлюбленного писателя Тригорина – Владимир Качан. Поклонникам Гришковца стоит посмотреть «Город». Главного героя (Альтер-эго самого Гришковца), мучимого сомнениями, стоит ли покидать родной город ради попытки выйти в «большой» мир, играет Саид Багов, а его жену – Дарья Михайлова.  

В «Школе современной пьесы» (впрочем, как и в большинстве русских театров) очень любят Чехова. Помимо «Чайки», поставленной во всех возможных жанрах, здесь идет «Русское варенье» – недавняя премьера Иосифа Райхельгауза по пьесе Людмилы Улицкой. Герои чеховского «Вишневого сада» в ней переселены из усадьбы начала прошлого века на современную подмосковную дачу, но суть происходящего от этого не меняется: терять родовое гнездо, пусть и обветшалое, им, как и их предкам, больно и обидно. Молодые Екатерина Директоренко, Ольга Гусилетова и Анжелика Волчкова в роли современных трех сестер в этом спектакле ничуть не уступают старшим звездам: Татьяне Васильевой и Альберту Филозову. 

А теперь самое время сделать то, чем так часто занимаются герои Чехова – помечтать о будущем. Но мы в отличие от них не станет гадать о том, что будет через 200-300 лет после нас, а всего лишь представим, каким будет новый сезон в МХТ. 30 августа на сборе труппы театр объявит о своих планах. Но уже сегодня по секрету можем сообщить, что легендарная мхатовская сцена снова закрыта на ремонт: год назад реконструировали ее актерскую часть – подмостки, а теперь зрительный зал.  

До конца ноября спектакли большой сцены будут, как и в прошлом году, играться в «Театриуме на Серпуховской». Первой премьерой сезона станет «Женщина с моря» Ибсена с Мариной Зудиной в главной роли – спектакль сыграют в «Театриуме» уже 19 сентября.  

До конца года Роман Козак обещает выпустить «Школу злословия». Легендарный мхатовский спектакль по пьесе Шеридана с великими Ольгой Андровской и Михаилом Яншиным до сих пор показывают по ТВ в рубрике «Золотого фонда отечественного искусства». Сегодня, полвека спустя, Козак ставит эту же пьесу с Ириной Пеговой и Александром Семчевым.  

Неисправимый экспериментатор Юрий Бутусов вновь взялся за Шекспира – после «Лира» в «Сатириконе» он ставит в МХТ «Отелло» с Дмитрием Дюжевым в роли Мавра и Натальей Швец - Дездемоной. Любопытная деталь: злодея Яго играет Михаил Трухин, два года назад представший в бутусовском «Гамлете» в благородном облике Принца Датского. Такова актерская жизнь.