Продолжая «политику открытости», главный музыкальный театр – Большой – четко озвучил свои планы на новый сезон. Не подтверждены пока только частные приглашения звезд в спектакли, все остальное измерено, взвешено и представлено как на блюдечке.
 
Сезон-232 в планах выглядит очень респектабельно. Никаких спецэффектов, слишком рискованных затей и непродуманности. Выдержан идеальный баланс 2 оперы + 3 балета, причем с соблюдением всех пунктов театральной политкорректности. «Наша» новенькая «Пиковая дама» соседствует с «не нашей» «Кармен», российский режиссер – с приглашенным.
 
Постановкой старинной «Сильфиды» займется датчанин Йохан Кобборг, советское «Пламя Парижа» поставит заново Алексей Ратманский, а свой знаменитый «Урок» перенесет на сцену Большого сам автор Флеминг Флиндт. Даже время представления премьер поделено с умиляющей точностью: оперы пройдут в середине осени и в середине весны, а балеты аккуратно расставлены по триместрам.
 
И все в этой картине радует несказанно, вот только в планах опять нет эксклюзивной новинки, которой богатый главный театр мог бы порадовать поклонников. Тому виной – та самая респектабельность, которая не позволяет театру №1 рисковать, ведь последняя затея такого рода, «Дети Розенталя», привела к дебатам в Госдуме.
 
Верным зрителям Большого остается только терпеливо ждать весны 2009 года, когда театр, наконец, разъедется на две сцены. Тогда на обновленной Старой сцене на законных основаниях будет исключительно солидный репертуар, а на единственной пока что Новой – что-нибудь погорячее. Если со строительством все получится в срок, то перед нами сейчас – последний полный сезон Большого в скученных обстоятельствах, и выбор репертуара выглядит программным.
 
ОПЕРА
 
«Пиковая дама»
Премьера – 5 ноября
 
Мистическая старушка Чайковского в Большом действительно одряхлела, и постановка новой оперы – игра по-крупному. Театру удалось заманить в постановочную команду самых авторитетных артистов. Дирижировать взялся Михаил Плетнев, роскошный пианист и тонкий симфонический дирижер, который теперь все чаще пишет музыку. В оперном доме основатель Российского национального оркестра командует впервые, для блестящего 50-летнего музыканта это первый полноценный оперный опыт.
 
К тому же на кону у «Пиковой дамы», как и полагается, не одна, а три карты: Плетнев как оперный дирижер, Валерий Фокин – режиссер-постановщик, Александр Боровский – сценограф; в таком составе они впервые работают вместе. Имя Валерия Фокина может и само по себе влиять на впечатление от спектакля, к тому же он известен как режиссер, много и удачно воплощавший мистические истории. Только вот в опере он тоже в первый раз, и что делать с берегущими дыхание артистами, пока не знает. То есть хотя профессионализм всей троицы не оставляет сомнений, для них это абсолютно новая история: провала не будет, но куда поведет новую «Даму», еще вопрос.  
 
«Кармен»
Премьера – 22 апреля
 
История роковой красотки для Большого – повод сделать оригинальный спектакль в мировом масштабе. Потому к привычной версии добавлены диалоги, которые в оперных театрах всего мира для пущей динамики обычно купируют. В постановочной команде собрана сугубо тяжелая артиллерия оперного дела.
 
Дирижер – Юрий Темирканов, которому вообще-то пора оправдывать официальный пост главного приглашенного дирижера Большого театра. Мастерства ему не занимать, но последний и единственный раз он работал в Большом тридцать лет назад – над «Мертвыми душами» Щедрина.
 
Режиссер-постановщик удлиненной «Кармен» – мировая звезда Дэвид Паунти, за спиной которого опыт в оперном деле в тридцать пять лет, пост главного режиссера Английской Национальной оперы и десятки спектаклей в Метрополитен, Вене, Мюнхене, Зальцбурге. Монстры своего дела точно не промахнутся, но вот по части чего-нибудь новенького – это вряд ли. 
 
БАЛЕТ
 
«Короли танца». «Урок»
Премьера – 28 – 31 октября
 
Проект продюсера Сергея Даниляна прост и гениален: пять звезд мирового балета танцуют опусы пяти звезд современной хореографии. Танец на каждую звезду «сшит» специально, так что «костюмчики» сидят как влитые. Весь мир умирает от этого удовольствия уже несколько лет: проект удачно «катается» по престижным сценам, несмотря на то, что великолепную пятерку не так-то легко собрать. Теперь вот дождалась и Москва, и кроме дорогих родных Николая Цискаридзе и Сергея Филина на сцену выйдут Итан Стифел, Анхель Корейя и Йохан Кобборг. Разные школы, разные стили и, главное, похожие только на самих себя артисты дают исчерпывающее представление о лучшем мужском танце нашего времени.
 
Большой разумно решил, что праздник – праздником, а запастись надо и на будни. Потому в один вечер с «Королями танца» покажут премьерный «Урок» Флеминга Флиндта. Этому балету почти полвека, но он а) камерный, б) поставлен по абсурдистской пьесе Эжена Ионеско, в) представляет чистейший хоррор средствами танца. Так что его полувековая популярность вполне оправдана – вещь не устаревает. Вообще-то этот бестселлер на сцене главного театра уже исполняли: артисты в конце девяностых затевали «Новогодние премьеры Большого» и даже работали непосредственно с Флемингом Флиндтом, но со статусом славной новинки как-то некому было определяться, так что ее благополучно забыли. Теперь она вернется в качестве официальной премьеры театра. Короли разъедутся, ученики останутся, афиша прирастет.  
 
«Сильфида»
Премьера – 20 февраля
 
Порхающая нимфа с прозрачными крылышками за спиной – героиня самой классической классики и обязательного спектакля каждой балетной труппы. За истекшие века «Сильфида», понятно, обносилась, к тому же в России ее подправляли на свой лад то североевропейцы, и тогда Сильфида становилась строгой и много танцевала на земле, то французы, и тогда она романтизировалась и больше парила в воздухе.
 
Для очистки балета Большой выписал умницу Йохана Кобборга, мировую звезду и воспитанника датской школы, для которого оригинальная версия «Сильфиды» Августа Бурнонвиля – нечто родное и знакомое с детства. Кобборг в этом случае – идеальный «носитель языка», но он еще занимался наследием Бурнонвиля специально и восстановил несколько его спектаклей. Его постановкой «Сильфиды» Ковент Гарден открыл минувший сезон. Так что здесь качество можно гарантировать заранее.   
 
«Пламя Парижа»
Премьера – 3 июля
 
Один из золотых мифов советского балета был поставлен в 1933-м гениальной командой: хореография – Василий Вайнонен, декорации – Владимир Дмитриев, дирижер – Юрий Файер, в главных ролях Марина Семенова и Вахтанг Чабукиани. В конце сороковых его восстановили, и он получил Госпремию с не менее звездным составом. Но Алексей Ратманский, решившийся восстанавливать легенду, апеллирует к золотому составу последнего по времени призыва – Екатерине Максимовой, Михаилу Лавровскому, Юрию Владимирову.
 
Возможно, он рассчитывает на их помощь в качестве преподавателей и просто памятливых артистов и пытается таким образом на конкретном деле наладить связь времен. В любом случае, зритель в ущербе не останется – этот бравурный балет повышенной искрометности относился к французской революции в либретто как к поводу потанцевать. Так что идеологии не предвидится.
 
СОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
 
Геннадий Рождественский – 13, 14 мая
Марина Семенова – 13-15 июня.

Большой припас два неравноценных по масштабу и задачам сольных проекта. С театром заключает мир (или перемирие) Геннадий Рождественский, который дважды дирижирует своей коронной «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. А в июне будет фестиваль в честь столетия живой легенды русской сцены Марины Семеновой. Спектакли ее репертуара – «Лебединое озеро», «Баядерка» и «Раймонда» – серьезный тест, три этих громады подряд выдержит не всякая даже очень хорошая труппа. Бог даст, Марина Тимофеевна еще посмотрит этот фейерверк из ложи и покритикует молоденьких солисток, еще пять лет назад ходивших в ее класс. Ну и Большой убедится, что с такими-то силами к расселению на две сцены он готов.