Большой театр не собирается делать никаких поблажек ни себе, ни зрителю: на макушке лета он выдает еще одну премьеру. «Класс-концерт» – образец балета о балете.
 
Каждое утро артист балета встает к станку – обыкновенной палке у зеркала в репетиционном зале, и проделывает тот же набор движений от простого к сложному, что и его коллеги два с половиной века назад. Это консервативное занятие зачаровывало не одно поколение чувствительных натур, в том числе и хореографов. Так на свет появлялись балеты о балетном классе. Самый заслуженный из них – «Консерватория» Бурнонвиля, самый известный – «Этюды» Ландера, который ныне исполняет труппа Мариинского. У Большого театра здесь есть собственное ноу-хау.  
 
В шестидесятых свой «Класс-концерт» поставил здесь самый авторитетный в то время педагог Асаф Михайлович Мессерер, на урок которого ходили все – от замухрышек кордебалета до амбициозных звезд. Такой класс был достоин того, чтобы его вывели на сцену во всей красе, и Мессерер, в отличие от предшественников, досконально сохранил в нем собственный аутентичный «порядок слов». Но он был знающим нужды сцены профессионалом, а потому еще и драматизировал класс сугубо балетным способом – дал каждому артисту именно ту комбинацию движений, которая получалась у него просто блестяще. Артист – всегда нарцисс, поэтому в этом кратком опусе в тренировочных трико старались мелькнуть все «золотые звезды» легендарных лет Большого балета. Премьеру театр показывал на гастролях в Америке, и очевидцы говорят, что зал просто стонал от восторга.
 
Этот примечательный опус теперь восстанавливает в Большом Михаил Мессерер, наследник знаменитой династии и племянник Асафа Михайловича. Благополучный беглец, он уже четверть века преподает классический танец по уникальной семейной методике в Ковент Гарден, Американ Балле Тэтр, Ла Скала, компаниях Матса Эка и Бежара – пожалуй, нет статусной балетной труппы, где бы не пригодились его педагогические умения. Да и «Класс-концерт» он с успехом воспроизводил несколько раз и уверяет, что получил одобрение самого автора. Михаил Мессерер успел школьником участвовать в том давнем легендарном спектакле, много раз видел его с разными артистами.

В работе с нынешней труппой Большого (а участвуют в постановке все сливки) он делает то же, что и его предшественник – дает артистам выгодные сольные вариации. Правда, вместо трико теперь костюмы от Игоря Чапурина, и молодая поросль удивит пока скорее техничностью, чем особой статью, хотя кто знает, кто знает... Это ведь издержки нормального театрального процесса и косвенные свидетельства того, что спектакль скорее жив. Говорят, труппа стонет и ноет, поскольку требования у Мессерера-младшего строги и неукоснительны к исполнению. Значит, нам будет, что посмотреть.
 
Misericordes. Большой театр. Фото Д. Юсупова/Большой театрВ один вечер с «Класс-концертом» идут два других премьерных спектакля этого сезона, достойных внимания вне зависимости от объединений.

Изысканные Misericordes («Милосердные») сделаны специально для театра молодым успешным британцем Кристофером Уилдоном, который очень трепетно относился к этой работе, несколько раз менял ее название и, в конце концов, поставил балет с мягким саспенсом.

Каждое сочетание тел в нем похоже на таинственный знак, а общая аура выдает истого британца, помешанного на атмосфере старинного замка и вписавшего похожую историю в интерьер Большого.

В комнате наверху. Большой театр. Фото Д. Юсупова/Большой театрТретий спектакль вечера – классика американского модерн-данса, «В комнате наверху» Твайлы Тарп.

Существование на сцене Большого этой одноактовки, вообще-то, сродни грому среди ясного неба. Наши лебеди-виллисы очень стараются соответствовать моменту и бойко вытачивают спортивные прыжки и поддержки, в которых на момент создания не было ни пафоса модерна, ни задора нонконформизма – «В комнате наверху» просто изъяснялись другим языком.

Так что общая история складывается интересно, и ее нужно смотреть и смотреть, хоть два дня подряд. Будете присутствовать при рождении новой легенды – современной труппы Большого балета.