Под занавес своей программы фестиваль имени Чехова припас щедрый подарок франкофилам, а заодно – всем любителям театра: гастроли сразу двух трупп из канадского Квебека.
 
Для начала – немного истории. Первыми европейцами, обживавшими территорию будущей Канады и вполне мирно ладившими с индейцами, были французы. Уже в 1604 году они основали город Квебек – уютный островок Франции посреди огромного, малообитаемого пространства.
 
Англичане пришли туда лишь сто лет спустя и легко заняли всю территорию, кроме Квебека – французы храбро отражали их атаки и не желали подчиняться. Но вот однажды, осенней ночью, когда беспечные квебекцы предавались возлияниям и любви, отмечая какой-то праздник, англичане быстро высадились на берегу реки Святого Лаврентия и вошли в город. Они разбудили похмельных жителей и заставили их признать владычество английской Короны.
 
Обескураженным французам ничего не оставалось (к тому времени французский монарх отказался от этих земель, сказав, что они слишком удалены от его владений). Но, признав власть англичан, французы каким-то непостижимым образом сумели сохранить и свой язык, и свою культуру. Настолько, что современные жители провинции Квебек искренне полагают, что настоящая Франция – именно у них, а там, в Европе, мол, слишком сильно поддались влиянию Америки…
 
Но вернемся к театру. Театр в Квебеке процветает, и лучшее доказательство тому – нынешний Чеховский фестиваль. При этом никакого специфически-канадского колорита в спектаклях Робера Лепажа и его театра «Экс Макина» нет. Где бы ни гастролировал этот театр: в Японии, США или в России, сидящим в зале кажется, что речь идет именно о них.
 
На этой неделе можно посмотреть сразу три постановки Лепажа. Спектакль «Проект Андерсен», в котором актер Ив Жак примеряет на себя маску великого сказочника, общаясь с персонажами, запечатленными на старых кинопленках, и мешая современные реалии с приметами XIX века.
 
Вслед за тем не стоит упускать возможность побывать на Busker’sOpera. Название этого спектакля переводят и как «Опера нищих», и как «Опера уличного музыканта», но суть от этого не меняется. Робер Лепаж соединил «Трехгрошевую оперу» Бертольда Брехта с комической барочной оперой, сделав героя по прозвищу Мэкки Нож не бандитом, а рок-музыкантом, попавшим под каток современной индустрии шоу-бизнеса. Зрелище вышло яркое, суперсовременное и пронзительно-актуальное.

Любители неспешных исторических спектаклей получат удовольствие на «Трилогии драконов» эта китайско-канадская сага повествует об истории Канады в ХХ веке. Французский мешается с английским, китайский – с японским, а действие, начавшись в Квебеке в десятые годы, заканчивается в Ванкувере в середине 80-х. К слову, сам спектакль Лепажа был создан в 1985-м – и имел столь шумный успех, что не сходит со сцены и поныне, опрокидывая все утверждения о том, что современный зритель не привык проводить в зале более двух часов. «Трилогия драконов» длится без малого шесть часов, а финал ее всегда сопровождается бурными овациями. Хотите понять, почему? Отправляйтесь в театр!
 
Не стоит упускать возможность побывать в канадском цирке. На чеховский фестиваль приезжает квебекский «Цирк Элуаз» со спектаклем«Дождь». На «Дождь» можно смело отправляться всей семьей: дети будут хохотать и визжать от удовольствия, а взрослые – постараются удержаться от визга, в сотый раз гадая, почему на огромном американском континенте настоящий театр растет, цветет и плодоносит только в маленькой провинции Квебек.