Фестиваль имени Чехова близок к апофеозу: на этой неделе в Москве покажут спектакли знаменитого Робера Лепажа и грандиозную постановку Тадаши Судзуки – настоящего гуру не только для японцев, но и для всего театрального мира.
 
Неделя начнется с «Обратной стороны Луны». Кто еще не успел посмотреть этот моноспектакль Лепажа, размышляющего «о времени и о себе», имеет реальный шанс. Упускать его не стоит – график у прославленного канадца расписан на пару сезонов вперед – помимо театральных постановок, он снимает кино и ставит шоу для рок-звезд.
 
Именно из его увлечения роком, похоже, и родилась Busker’s opera. Дословно название этого спектакля переводится как «Опера уличного музыканта». Перенеся сюжет брехтовской «Трехгрошевой оперы» в мир сегодняшнего шоу-бизнеса, виртуозно жонглируя музыкальными жанрами (от барочной оперы до современного рэпа), Робер Лепаж поставил яркий и яростный, не признающий никаких барьеров и рамок политкорректности спектакль – о том, что остается от музыканта, попавшего под пресс шоу-индустрии.
 
Третьим спектаклем Лепажа и его театра «Экс Машина» станет «Проект Андерсен». Знаменитый сказочник (актер Ив Жак) существует на сцене в полном одиночестве, общаясь лишь с киноперсонажами и перемещаясь с помощью кинопроекции по всему миру.  
 
Вслед за ним перенесемся и мы – из Канады в Японию. Одновременно со спектаклями Лепажа начинается японская часть программы Чеховского фестиваля. Тем, кто хочет познакомиться с японской новой драмой, стоит посетить «Места и воспоминания». Режиссер Осаму Мацумото, прославившийся своими постановками пьес Ионеско и Беккета, на этот раз взялся за пьесу современного драматурга Минору Бэцуяку, «подслушавшего», о чем говорят люди в ожидании автобуса. Оказалось, замкнутые и сдержанные японцы способны распахиваться перед незнакомцами – вот так запросто взять и рассказать случайному попутчику о смерти мужа, об измене жены, да мало ли о чем еще…
 
Фестивальную эстафету подхватит мировая знаменитость – Тадаши Судзуки. Режиссер, соединивший традиции Но и Кабуки с лучшими традициями европейского театра, придумавший особую систему работы с актерами и построивший уникальный Центр в японском Сидзуоко, на этот раз ставит ритуальное шоу «Идущие и уходящие – возрождение традиций». Его первое отделение посвящено буддийской ритуальной музыке, второе – культовой трагедии Древней Греции «Бог вина Дионис». И в том, и в другом Судзуки разбирается как мало кто иной. А уж по части красоты мизансцен и драматической насыщенности каждого жеста, взгляда и звука ему просто нет равных. Японский бог, иначе и не скажешь.
 
Повидав творения мировых театральных гуру, вернемся домой. Московские театры закрывают сезоны, но кое-что еще можно успеть увидеть. Например, «Горе от ума» в версии патриарха отечественного театра Юрия Любимова. Любимова, как и Судзуки, смело можно отнести к «золотому фонду» мировой режиссуры. А его версия «Горя от ума» – очаровательная постмодернисткая игра, в ходе которой с порядком надоевшей классической пьесы сдираются все штампы.
 
В «Ленкоме» играют «Затмение» («Пролетая над гнездом кукушки») с Александром Абдуловым в роли бунтаря Макмерфи. Поклонников знаменитого фильма Милоша Формана с Джеком Николсоном в той же роли спешим успокоить: постановщик спектакля Александр Морфов не стал эпигоном фильма, а сделал собственную версию, очень достойную и несентиментальную. Однако, отправляясь на этот спектакль лучше запастись бумажными платочками.
 
Напоследок заглянем в «Школу драматического искусства». Там актеры и художники – ученики Дмитрия Крымова – играют свои «Торги». Это тоже «места и воспоминания», только по-русски и по-чеховски: рассказ о том, как больно покидать родные стены, основан на реальных фактах – ровно год назад у «ШДИ» отняли здание на Поварской улице, в котором этот театр помещался почти 20 лет. Чехов, закончив в 1904 году свой «Вишневый сад», вряд ли мог предположить, что история прощания с разоренным родовым гнездом, станет одним из самых актуальных российских сюжетов.