Самое громкое событие декады – звезда мирового балета Карлос Акоста выступит в Большом театре в заглавной роли спектакля «Спартак». Любимец Елизаветы II и Фиделя Кастро обещает потрясти Москву.
 
Перечислять его достижения можно бесконечно, репертуар просто феноменален - от пасторалей «Тщетной предосторожности» до Форсайта и Начо Дуато. Но главная пружинка взлета суперзвезды предельно ясна: в мировом балете давно ощутим дефицит мужского танца, и Карлос Акоста его восполняет. Только он исключение в квадрате: истый мачо проявляет еще и черты благородного принца. Именно эти «два в одном» превратили Карлоса Акосту в мировую звезду, приписанную к Королевскому балету Ковент Гарден. И чтоб поскорее расставить акценты вокруг темы, оговоримся, что он стал первым темнокожим премьером британского Королевского балета за всю его историю.
 
Впрочем, любим мы его не за это. Стоит забыть о снобской политкорректности и оценивать Акосту по общим правилам. У него классическая биография Золушки. Уроженец Гаваны начала семидесятых, он был нормальным шалопаем из многодетной семьи водителя грузовика. Родители отдали его в балет только затем, чтобы ребенок не пропал на улице – лучшее, чем он там занимался, было что-то вроде брейк-данса, про худшее история умалчивает. Но в балетной школе вдруг оказалось, что у парня недюжинные способности, и учителя принялись вытачивать из него премьера.

Тут надо оговориться, что Куба в области балета и по сей день остается одной из самых развитых стран и бесспорно имеет самую сильную балетную школу в Латинской Америке, потеснившую на пьедестале почета и Аргентину, и Бразилию. Эта школа славится педагогами и регулярно выпускает в свет талантливых учеников, так и норовящих уехать на сцены попрестижнее. Карлос Акоста унаследовал от нее все самое лучшее: уверенную технику и мощь танца, помноженные на знойный темперамент кубинцев вообще и афрокубинцев тем более.
 
Но мы уже отметили, что его феномен – в соединении техники и темперамента со способностью к огранке. Он сумел стать принцем Зигфридом и графом Альбертом, освоиться в главных премьерских партиях и в этом качестве покорил мир. Интересен «русский пунктир» его биографии. Дебют в начале 90-х в Английском Национальном балете – «Половецкие пляски» из «Князя Игоря». Затем «Видение розы» и «Шопениана», тоже в хореографии Михаила Фокина. А еще Акоста был первым исполнителем партии Мизгиря в балете Бена Стивенсона «Снегурочка». В Россию он прилетал кометой в гала-концерты; на Фестивале балета «Мариинский» года три назад стал отличным Солором в «Баядерке». И если уж мифический купец Мизгирь ему «по росту», и принц-воин Солор в самый раз, то почему бы Карлосу Акосте не станцевать Спартака?
 
Тут зарыта интрига: «Спартак» - старая визитная карточка Большого, заглавная роль в нем – престижнее некуда, и guest star своим появлением «задвигает» аборигенов. Мало того: спектакль в Большом, по сути, - генеральная репетиция перед гастролями в Лондоне, в планах которых Карлос Акоста уже значится в роли Спартака. Так что придирчивых сравнений и шипения в спину ему не избежать. Приходите, поболеете.