Последние дни июня напичканы событиями так, как будто это и не летний месяц, а самый пик сезона. Чеховский фестиваль, важные гастроли, тройка премьер – события мелькают в темпе аллегро, устать от которого может только публика.

Подтвердились самые лестные для Москвы слухи: любимец меломанов и меломанок модный дирижер Теодор Курентзис не продлил контракта с Новосибирским театром оперы и балета, и теперь выступает в столице гораздо чаще прежнего. Свежий проект он затеял с продюсерским центром Classica Viva, с которым у него и прежде были нормальные отношения и реализованные идеи. Теперь грядет единственный концерт «Сокровища барокко» (25 июня, БЗК) на который приглашена правильная команда: Симона Кермес (сопрано, Германия), Кристоф Дюмо (контр-тенор, Франция), ну и Камерный оркестр старинных инструментов Musica Aeterna, который худрук проекта пламенный Теодор вывозит (или уже вывез окончательно?) из Новосибирска в Москву.

Теодор КурентзисКурентзис решил представить в один вечер арии из опер Вивальди и Генделя, как образец главных трактов в светской оперной музыке 18 века. Не сказать, что эти авторы обделены вниманием, однако с операми картина причудлива. Оба автора – настоящие оперные титаны барокко, Вивальди приписывают 48 опер, Генделю – больше 40. И если оперы Генделя давно считаются эталоном стиля и пробным камнем для голосов, то обнаруженные только в 20 веке оперы Вивальди все еще раритет. Мало того: благодаря дирижерам, исповедующим аутентизм, эти барочные оперы теперь и зазвучали иначе – не совсем так, как во времена авторов, но и не в глянцевой манере стандартного оперного дома. Совсем продвинутый меломан сможет еще в этот вечер сравнить две музыкальные школы - венецианскую у Вивальди и неаполитанскую у Генделя, хотя для точных выводов вряд ли хватит даже солидного набора арий.

Мудреных барочных завитушек в партитурах – через край, и потому арии Вивалди и Генделя редко исполняют вместе. Но Курентзис решил не размениваться, и ожидаемая программа внушает оторопь. Ему помогает верный Musica Aeterna, камерный оркестр старинных инструментов, который один из немногих в России исполняет музыку барокко на исторически достоверных инструментах и в аутентичной манере, причем делает это на уровне лучших европейских коллективов.

Но и оба приглашенных солиста – знаменитые профессионалы экстра-класса, способные завести публику без спецэффектов. Сопрано Симону Кермес самые придирчивые критики называют «дивой барочной оперы», поскольку в ее активе особая энергетика и виртуозная вокальная техника вместе с потрясающей чистотой голоса. Ее коллега контр-тенор Кристоф Дюмо знаменит не меньше, его уникальному голосу рукоплескали Метрополитен-опера и снобский Глайнборгский фестиваль. Здесь попадание в стилистику барокко еще и природное, благодаря редкому тембру голоса: Вивальди и Гендель много писали для кастратов, и теперь эти партии делят между собой меццо-сопрано и контр-тенора. Словом, будут нам «античные» барочные страсти со стремительными колоратурами в самом изысканном виде. А напоследок тайна от организаторов: солисты припасли бисы, и могут в виде бонуса блеснуть и Перселлом, и Куртом Вайлем.

Катарина Карнеус Словно назло в тот же день интереснейший концерт абонемента «Звезды мировой оперы» (25 июня, КЗЧ) на котором блеснет меццо-сопрано Катарина Карнеус (Швеция). Перекармливая зрителей хорошими спектаклями, соблазняет фестиваль имени Чехова. На декаде тут представлены три музыкальных жанра. «Пеллеас и Мелизанда» в режиссуре Оливье Пи с дирижером Марком Минковски и сборной франко-русской командой солистов – мировая премьера из серии must see (22, 23 июня, МАМТ). Через contemporary dance выпевает свой «Хорал» и «24 прелюдии Шопена» канадская Компани Мари Шуинар (24 – 26 июня, театр им. Моссовета). Кровавые страсти очеловечивают через танго аргентинцы в «Тангера, или Любовь и смерть в Буэнос-Айресе» (21 – 29 июня, МХТ им. Чехова). На все эти события «ВД» уже советовал пойти, да и сейчас рекомендует сомневающимся. Главное – держите темп аллегро, поскольку засухи межсезонья все равно не предвидится.