Хотя столичные театры еще выпускают премьеры, все же до конца театрального сезона осталось всего ничего. Не пора ли подвести итоги? Тем более, почти все лучшие спектакли сезона представлены в репертуаре этой недели.
 
Начнем с «Мастерской Петра Фоменко», где в этом сезоне вышло «Самое важное» - спектакль Евгения Каменьковича по нашумевшему роману Михаила Шишкина «Венерин волос». В ролях – Мадлен Джабраилова, Ксения и Полина Кутеповы, Томас Моцкус, Рустэм Юскаев - в общем, весь цвет «Мастерской». Спектакль придется по душе и любителям словесности, и поклонникам тонкой, кружевной игры, из которой в «Самом важном» сплетается драматичный рассказ о прошлом и настоящем героев Шишкина, да и всех нас. Эта постановка - тот редкий случай, когда почти все московские критики сошлись в оценках. Максимально высоких, разумеется.
 
В МХТ имени Чехова идет нашумевший «Человек-подушка» - пьеса Мартина Макдонаха, поставленная Кириллом Серебренниковым. Как ни относись к экстремальным сюжетам ирландского драматурга (в «Подушке» речь идет о писателе, герои новелл которого – дети, гибнущие от изуверств взрослых), трудно спорить с тем, что Анатолий Белый в роли писателя – одна из лучших (если не лучшая) актерских работ сезона. Да и Юрий Чурсин, сыгравший в том же спектакле нервнобольного следователя, вполне может претендовать на «лучшую роль второго плана».
 
Говоря об актерах, нельзя обойти Ирину Пегову, сыгравшую красавицу-комсомолку Москву Честнову в «Рассказе о счастливой Москве», поставленном в «Табакерке» Миндаугасом Карбаускисом. Как играет Пегова? Да отлично играет! А сравнивать ее в этой роли пока не с кем – роман Андрея Платонова еще никогда не ставился в театре. Отсюда, кстати, плавно вытекает тенденция нынешнего сезона – инсценировать и ставить прозу, не имеющую сценической истории, тем самым предоставляющую постановщику полный карт-бланш. Роман «Венерин волос» до Каменьковича никто не ставил (скептики, пока в «Мастерской» шли репетиции, уверяли, что его поставить невозможно), а что до «Человека-подушки», то и за эту пьесу до Серебренникова в нашем театре никто не брался. 
 
Таким же первооткрывателем оказался еще в начале уходящего сезона создатель ансамбля «Пан-квартерт», музыкант и режиссер Владимир Панков. Он поставил рассказ Михаила Булгакова «Морфий», воплотив историю о враче-морфинисте с помощью особой музыкальной партитуры, в которой мелодии классических арий перемешиваются со звуками рок-концертов. В результате вышло мощное современное зрелище с зашкаливающими децибелами, но внятным трагическим сюжетом.
 
А вот Юрий Бутусов, выпустивший в начале этого сезона в «Сатириконе» «Короля Лира», поставил трагедию Шекспира, сюжет которой знают даже те, кто редко бывает в театре и еще реже берет в руки книгу. Но сделал это не совсем привычным образом – превратил трагедию в трагифарс. Лир - Константин Райкин бегает перед подданными в семейных трусах, а в финале рассаживает тела трех умерших дочерей за три черных пианино. Тела валятся, а он поднимает их вновь и вновь, отказываясь принять смерть… Этот момент можно смело назвать самой впечатляющей сценой сезона.  
 
Напоследок заглянем в Театр.doc – там минувшей весной вышел спектакль «Трусы» - пьеса Павла Пряжко, поразившая участников прошлогоднего фестиваля драматургии «Любимовка». Сюжет «Трусов», в которых все монологи написаны в стихах (как если бы ваш знакомый слесарь дядя Вася и продавщица тетя Клава заговорили стихами) и знаком, и непредсказуем одновременно. В провинциальном городе некая девушка Нина тяготится общением с грубыми соседями, коллекционирует красивые трусы и общается по «аське» с умными мальчиками. Разумеется, соседи люто ее ненавидят, воруют эти самые коллекционные трусы, а в финале и вовсе сжигают Нину у столба, как Жанну Д' Арк, да еще и прикуривают от угольков. И смех и грех. И, кстати, еще одна заметная черта уходящего сезона: действительность в пьесах новых драматургов теперь не только неприглядна, но и чудовищно смешна. От хохота на спектакле Елены Невежиной действительно не удержаться. А он, как известно, продлевает жизнь.