Так уж сложились звезды, что в афише недели собрались сплошные трагедии и драмы из жизни королевских особ. Как говорят французы, noblesse oblige – положение обязывает.
 
В программе Фестиваля имени Чехова – «Мария Стюарт», поставленная в питерском БДТ Темуром Чхеидзе. Романтическую трагедию Шиллера, в которой Елизавета I подписывает смертный приговор своей двоюродной сестре, шотландской владычице Марии Стюарт, разыгрывает цвет легендарной труппы: Андрей Толубеев. Валерий Ивченко, Марина Игнатова и другие. Спектакль идет больше трех часов. То ли в актерах БДТ еще сохранилось редкое благородство осанки, речи и движений, то ли не обошлось без колдовства, но глаз от сцены оторвать нельзя. Любители хорошего реалистического театра получат настоящее удовольствие.
 
После Шиллера обратимся к Шекспиру. В «Сатириконе» идет «Король Лир». Режиссер Юрий Бутусов привычно превращает трагедию в фарс, но шекспировская философия от этого не страдает. «Во многих знаниях – много печали» – вот что вспоминается при взгляде на Лира-Райкина, расхаживающего перед подданными в семейных трусах и подвергающего дочерей самому страшному испытанию – испытанию властью.
 
Кориолан. Школа драматического искусстваА в «Школе драматического искусства» играют премьеру «Кориолана» – кровавую трагедию Шекспира, весьма редко появляющуюся на подмостках. Причиной тому – немалый объем пьесы и сложнейшие задачи, стоящие перед исполнителем главной роли: играть бесконечные переходы от победы к поражению, от безысходности к ликованию. «Кориолан», поставленный Игорем Яцко, длится без малого пять часов и сделан в лучших традициях театра Анатолия Васильева. Каждая мизансцена здесь доведена до совершенства, а костюмами, оформлением и даже реквизитом можно любоваться, позабыв об остальном. Роль благородного, страстного и слишком прямодушного полководца Кориолана исполнил Илья Козин – это имя можно смело считать открытием сезона.
 
Антигона. Театр на ТаганкеОкунуться в античность можно в Театре на Таганке – на спектакле «Антигона». К тексту Софокла Юрий Любимов добавил хоры из «Медеи» Еврипида, переведенные Иосифом Бродским, а художник Рустам Хамдамов одел актеров в остроумно стилизованные хитоны. В итоге получилось изысканное зрелище, которое придется по вкусу всем любителям поэзии.
 
После трагедий самое время окунуться в уютный домашний мирок героев спектакля «Семейное счастие» в Мастерской Петра Фоменко. Впрочем, счастье это не так уж безмятежно: вслед за героями Толстого актеры Ксения Кутепова и Алексей Колубков проходят через влюбленность, убивающие любовь будни, измены – к горькому пониманию того, что все это и есть семейное счастье. Тонкий, лиричный и очень светлый спектакль в режиссуре Петра Фоменко.
 
Московская жара располагает помечтать о холоде и снеге. Очень красивый снег, придуманный художницей Аллой Коженковой можно увидеть в спектакле «Тартюф», поставленном в «Ленкоме» Владимиром Мирзоевым. К рождественскому снегу и новогодней елке прилагается отменный актерский состав и фирменный набор мирзоевских приемов. Кстати, кто не помнит, простака Оргона (Александр Сирин) в финале мольеровской комедии спасает от козней Тартюфа (Максим Суханов) не кто иной, как сам король Франции. Так что без их Королевских Величеств нам, простым смертным – не обойтись.