Ближайшие десять дней заполнены нереальным количеством событий. Счастье, что о некоторых из них «ВД» уже писал, но и оставшиеся в обзоре выглядят как плотный брикет культурного концентрата.

Фестиваль «Черешневый лес» на этой декаде представляет единственный симфонический проект – ораторию Стравинского на стихи Андре Жида «Персефона» (26 мая) в исполнении НФОРа с Ионом Мариным за пультом и читающей французский оригинал Сати Спиваковой. Театрализованное действо придумал Кирилл Серебренников, который пару сезонов назад уже мастерил в Доме музыки «Жанну д’Арк на костре» в том же формате. Но сейчас у Серебренникова за плечами ни много ни мало постановка «Фальстафа» Верди в Мариинском театре, и потому нас наверняка ждет новое качество.

О балетном призе Бенуа де ля данс мы уже подробно писали. Напомним, что гала-концертов в Большом театре будет два (22, 23 мая). Первыми выступят номинанты сезона, которые тут же на месте узнают, кто из них стал лауреатом, и на радостях или от отчаяния станцуют, что припасли. На следующий день - концерт лауреатов прошлых лет, на котором будут самые первосортные сливки балетного мира нескольких последних сезонов. Билеты дорогущие, но удовольствие стоит того: на редком гала бывает такое собрание безусловных звезд Парижской оперы, именитых европейских трупп, Мариинского и Большого. Оскар – он и в балете Оскар.

Бенуа де ля дансКатегорически нельзя пропустить два интереснейших и совсем разных концерта в БЗК, идущих подряд. Отточенный большой стиль демонстрирует БСО имени Чайковского, за пульт которого встанет австриец Мартин Зигхарт (24 мая), а солирует на фортепиано Эльдар Небольсин, у которого на этой же декаде отдельный сольный концерт (22 мая в ММДМ, в программе Рахманинов и Губайдуллина). У БСО в афише Сен-Санс и Скрябин – опусы написаны примерно в одно время, но как будто на разных планетах. Через сутки в Большом зале играет оркестр Московской филармонии с окончательно обжившимся в Москве Эри Класом (25 мая). Здесь соло на фортепиано - Алексей Любимов, а в программе Fratres для струнного оркестра соотечественника дирижера Аарво Пярта; виртуозный рахманиновский Концерт № 4 для фортепиано с оркестром и Симфония № 5 Сибелиуса – все подобрано стильно.

Академическая музыка на этой декаде делает решительный шаг прочь от предубеждений, штампов и границ. В том же Большом зале консерватории в рамках V Международного фестиваля «Вселенная звука» звучит индийская классическая музыка (27 мая). Профессиональный Ансамбль под управлением Харипрасад Чаурасии даст о ней яркое впечатление, а соло на флейте бхансури особо впечатлит поклонников неевропейских цивилизаций. Путешествие в музыку императоров – «Чарующие звуки Поднебесной» обещает Государственный оркестр национальных инструментов радиовещания Китая и его дирижер Пан Капэн (25 мая, КЗЧ). Тем, кто однажды расслышал одну шестнадцатую тона и осознал бесконечность китайских тональностей, разлюбить эту музыку уже не удастся. И этот концерт Фестиваля китайской культуры в России очень тому поспособствует. «Возвращение. Портреты»

Последний концерт цикла «Возвращение. Портреты» (23 мая) приурочен к закрытию сезона. Несколько лет в Рахманиновском зале МГК и в Камерном ММДМ яппи академической музыки, они же звезды фестиваля «Возвращение», показывали свои таланты в камерном формате лицом к лицу. Очевидно, что потребность разглядеть поближе завтрашний истеблишмент российской музыки не исчерпана, и музыкантам понадобился другой формат или другой цикл. А пока они подводят черту, играя И.С. Баха, Шостаковича, Пьяцоллу; премьерные опусы Е. Лангер и Дж. Солима. Такая групповая фотография выпускников с обещанием большого будущего.

Напоследок об Актовом зале, активно обживающем свое пространство. Три дня (18-20 мая) там идут интересные программы современного танца, апеллирующие то к Шекспиру, то к Хармсу, то к бреду в собственной душе. Это для тех, кто устанет от обилия классики.