Пока другие молодые режиссеры азартно ставят новую драму, Нина Чусова углубилась в творчество немецкого писателя-романтика Э.-Т.А. Гофмана и выпускает в театре имени Моссовета спектакль «Крошка Цахес».
 
В повести «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» отвратительный карлик благодаря чарам феи кажется всем благородным и прекрасным. Чусова превратила фантазии Гофмана в спектакль бродячей цирковой труппы, где заправляет сам Цахес. Играет его любимец Чусовой Павел Деревянко – тот, кто когда-то начинал с роли Акакия Акакиевича в чусовской «Шинели», а сегодня украшает все рекламные щиты в образе незадачливого боксера Неваляшки из одноименного фильма. Накануне премьеры корреспондент «ВД» встретился с актером.
 
В спектакле «Крошка Цахес» есть какие-то узнаваемые современные персоны или события?
Мы этот момент нивелировали. Действие происходит в некой стране в некое время, но сюжет спектакля с современностью связан. Гофман нарисовал очень точные, хотя и гротесковые портреты людей со всеми их достоинствами и недостатками, и, по-моему, за сто лет человечество мало изменилось. Пусть зрители подумают: кто нами правит, кто сегодня считается героем.
 
Карлик нравится всем благодаря волшебной пряди волос, подаренной ему феей. Есть в повести Гофмана и другие фантастические детали. Вы сохранили все это в спектакле?
У нас есть моменты волшебства, но все же мы пытаемся отойти от сказки, максимально приблизив спектакль к реальности, сделав его трогательным и страшным одновременно.
 
В версии Нины Чусовой «Крошку Цахеса» разыгрывает труппа бродячего цирка. Вам тоже приходится выполнять какие-то трюки?
У меня самый ответственный трюк: я весь спектакль играю карлика. Не стану рассказывать, как я это делаю – иначе будет не интересно. Останутся ли целы мои ноги – вот вопрос.
 
Последние три года вы успешно снимаетесь в кино. Не думали совсем уйти из театра?
Три года я не репетировал ничего нового, у меня оставался один спектакль – «Вий», поставленный Чусовой в театре имени Пушкина. И со временем мне перестало нравиться, как я играю –все стало просто технично. И вдруг, когда мы начали репетировать «Цахеса», все изменилось, – я заметил, что играю по-другому, ищу что-то новое в старой роли в «Вие». Артисту нельзя без театра – только там он развивается, ищет контакт со зрителем, с сегодняшним днем.
 
Это правда, что вы увлекаетесь эзотерической литературой?
Да. Хочу изменить самого себя, свой внутренний мир.