В афише недели – спектакли на любой вкус: от осовремененной классики до классической антрепризы. От английской новой драмы до новой драмы а ля рюс.
 
Для начала вспомним, что в театре Et Cetera уже почти целый сезон идет «Морфий» – спектакль Владимира Панкова по одноименному рассказу Михаила Булгакова. История доктора Полякова, потерявшего возлюбленную и искавшего утешения в морфии, пропевается, протанцовывается, простукивается аллюминиевыми кружками. Словом, сюжет здесь извлекают не из слов, а из музыки – и делают это виртуозно.
 
Два спектакля по мистической пьесе Гогогя «Игроки» вышли почти одновременно. Сначала – «Игроки» Алексея Левинского в театре «ОКОЛО», а потом постановка Сергея Женовача в его Студии Театрального Искусства. Но если у Левинского текст произносится иронично-отстраненно, а на сцене нет-нет, да и мелькнет сама Аделаида Ивановна (колода карт, материализовавшаяся в вожделенную красотку), то для Женовача, по его словам, важен не «гоголевский гротеск, черти и страшилки», а человеческие характеры. Забавно было бы посмотреть эти спектакли в два вечера – чтобы понять, какой простор для трактовок дает гоголевский сюжет.
 
После классики вспомним о современности. Николай Коляда – родоначальник русской новой драмы, давний друг Галины Волчек и ее «Современника», подарил театру свою пьесу «Заяц. Love story». Трогательную историю двух стариков сыграют блистательные Нина Дорошина и Валентин Гафт. 
 
Послушать звучание современной, отменного качества, прозы и поразиться тому, с какой удивительной легкостью эта проза на сцене Мастерской Петра Фоменко обретает сценическое дыхание, можно на спектакле «Самое важное». Его поставил режиссер Евгений Каменькович. В ролях – Ксения и Полина Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев, Томас Моцкус и другие.
 
В МХТ имени Чехова вас ждет «Человек-подушка» – триллер Мартина Макдонаха в постановке Кирилла Серебренникова с Юрием Чурсиным и Анатолием Белым в главных ролях. Поклонников Белого предупреждаем сразу: персонаж ему достался резко отрицательный.
 
От английской драмы вернемся к русской. За последние пару недель в Москве появилось сразу два необычных спектакля: «Трусы» от режиссера Елены Невежиной (совместная постановка Центра драматургии и режиссуры и Театра.doc) и «Синий слесарь» – слесарные хокку Михаила Дурненкова в постановке Михаила Угарова (спектакль Театра.doc). Обе постановки – пример того, сколь талантливо, остроумно и даже поэтично может быть то, что мы иногда брезгливо именуем «чернухой». Борцам за чистоту русского языка стоит напомнить, что в спектакле звучит ненормативная лексика. Однако, как ни абсурдно это звучит: ругаются на сцене очень целомудренно, соблюдая при этом стихотворный ритм и рифму.
 
P.S. Не стоит слишком расстраиваться, если вас не заинтересовал ни один из перечисленных спектаклей. Чуть больше месяца осталось до начала грандиозного театрального смотра – Международного Чеховского фестиваля, который в этом году пройдет в Москве в седьмой раз. Вот уж действительно – спектакли на любой, даже самый изысканный вкус. Билеты, кстати, уже продаются.