Приобщиться к современному европейскому театру на этой неделе можно, обойдясь без оформления виз. К нам едет Новый Рижский театр Алвиса Херманиса.
Вот уже несколько лет этот режиссер уверенно доказывает всей Европе, что латышский театр не слабее, чем прославленный литовский. При этом театр Херманиса ничуть не открещивается ни от связи с русской культурой, ни от советского прошлого.
Год назад, в рамках фестиваля NET Москва увидела два спектакля Херманиса: шокирующий «Лед» (по роману Владимира Сорокина) и вроде бы не рассчитанную ни на какой шок «Долгую жизнь» – один день из жизни латышских стариков советской закалки, сыгранный без единого слова.
По опросу критиков именно «Долгая жизнь» стала «лучшим зарубежным спектаклем прошлого сезона». А все потому, что беззубых пенсионеров, бессмысленно и неутомимо копошащихся среди обломков советского быта, играют совсем молодые люди. Играют практически без грима, но делают это так, что просто страшно становится – ведь все эта утлая, агрессивная, скрипящая и храпящая коммуналка расположена в полуметре от зрителей.
Другой ипостаси советского бытия – унылым будням старой девы – посвящен спектакль «Соня». И тут тоже не обойдется без сюрпризов. Этот рассказ Татьяны Толстой играется на языке оригинала – то есть на русском, а роль одинокой, доверчивой бобылихи исполняет мужчина – виртуозный .
3, 4 апреля «Долгая жизнь» в Театре имени Моссовета, сцена «Под крышей».
8 апреля в 15.00 и в 20.00 «Соня» в Театре Наций.
Новорижские спектакли Алвиса Херманиса
Лучший зарубежный спектакль прошлого сезона «Долгая жизнь» и «Соня» с разных сторон разглядывают долгую советскую жизнь.