Музыкальная программа «Золотой маски» в самом разгаре, театры заманивают премьерами, а гастрольная жизнь вполне по-весеннему зацветает. Выбирать маршруты становится все труднее, и трудолюбивый «ВД» расставляет указатели.   
 
Разобравшись с очевидными претендентами на Национальную премию в лице Мариинского, Большого и Новосибирского театров оперы и балета, «Золотая маска» представляет пару «сундучков с сюрпризом». Не самый сильный и авторитетный Челябинский ТОБ покажет «Пиковую даму» (29 марта) в постановке Алексея Степанюка, штатного оперного режиссера Мариинского театра. Провокаций и больших открытий можно не ждать, но это тот самый режиссер, который форматировал спектакли Мариинки для гастролей в Зале Чайковского и показал умение ладить с любым пространством, объемом сцены и возможностями.

Синдерелла, или Сказка о Золушке. Пермский театр оперы и балетаДругой номинант, Театр оперы и балета из Перми, привычно уважаем, регулярно увозит «маски» и всегда удивляет публику. На сей раз нас поразит «Синдерелла, или Сказка о Золушке» (31 марта), причем вовсе даже не балет Прокофьева, а опера Жюля Массне, либретто которой собственноручно перевел худрук театра Григорий Исаакян. То есть при любом раскладе спектакль достоин внимания как редкий по исходным данным. Отметьте, что постановки даются только по одному разу; не полюбопытствовать, что за махину с оркестром привезли всего на вечер в Москву, как-то неправильно.   
 
Чайка. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Хор. Дж. Ноймайер. Фото В. ЛуповскогоНа декаде третий премьерный показ «Чайки» (30 марта) Ноймайера, а прямо накануне можно посмотреть «Альфа-Чайку» (29, 30 марта) Театральной группы Аппаратус, и не для комплекта, а чтобы знать, во что могут вылиться любимые Костей Треплевым новые формы.
 
К юбилею Мстислава Ростроповича ГАСО имени Светланова собирает мировую сборную бывших российских музыкантов (26 марта). Видеть на афише «Виктор Третьяков (скрипка, Германия), Дмитрий Башкиров (фортепиано, Испания)» как-то неловко, и хорошо, что никто не додумался выставлять здесь же гражданства самого Ростроповича. Ведь очевидно, что паспорт не имеет отношения к качеству сборной. Все они наследники отечественных школ, улучшенные мировой исполнительской практикой. И в этом смысле посвящение первопроходцу-мэтру смотрится уместно.
 
БСО имени Чайковского под водительством Владимира Федосеева и Хор Государственной Третьяковской галереи впервые в России исполнят «Страсти по Матфею» (27 марта) Епископа Иллариона (Алфеева). Что приятно - без рекламного шума о Пасхальном благоденствии. Любопытно узнать, как это соотносится с популярным каноном И.С. Баха.
 
Поклонник европейской старины оркестр Pratum integrum под руководством Павла Сербина представит в «Шведском Штюрмере» (24 марта) квартеты и симфонии Йозефа Мартина Крауса, прозванного современниками «шведским Моцартом». Талантливый композитор родился в один год с великим коллегой и трагически повторил его судьбу. Слушать концерт из его опусов – то же тонкое удовольствие, что читать Вяземского после Пушкина.
 
Любовный напиток. Новая опера. Фото М. ГутерманПремьерный «Любовный напиток» (26 марта) Доницетти идет в Новой опере. Театр за последние сезоны кому только не предоставлял сцену для постановок; на этот раз доверился петербургской паре Юрий Александров (режиссура) и Вячеслав Окунев (сценография). Авторы сильны не тонкими решениями и не проработкой деталей, а сочным жирным почерком на грани китча. Пошло ли это на пользу Доницетти - большой вопрос, но полюбопытствовать стоит.
 
Премьерная «Кармен» (24 марта) в Центре Вишневской (режиссура Ивана Поповски) выставляет на первый план подзабытую историю – не соперников, а соперниц; роковой цыганке по либретто противостоит невеста Хозе. Что ж, для института благородных певиц неплохая идея.
 
Наконец, дивный сон интеллектуала. Московская Биеннале современных исполнительских искусств представит перфоманс «Паноптикон, всевидимое место» (30 марта) некоего Хорхе Исаака из Нидерландов. Поставлен он по книге Мишеля Фуко для трех танцоров, блок-флейт и live-электроники - специально для тех, кто не верил, что философию можно показывать.