Самый крупный российский театральный фестиваль и самая почетная театральная премия – «Золотая маска» - в этом году пройдет в 13-й раз. Но долой суеверия! Откроет «Маску» легендарная постановка драматурга и режиссера Хайнера Мюллера «Карьера Артуро Уи» с актером-виртуозом Мартином Вуттке в главной роли, а в самой программе заявлены только лучшие российские спектакли. «ВД» поможет вам сориентироваться в огромной фестивальной афише. 

 
Почувствуйте разницу
 
Трамвай «Желание». МТЮЗ. Стенли - Эдуард Трухменев, Бланш - Ольга ПонизоваИдеи, как известно, носятся в воздухе. Сразу два «Трамвая «Желания» Теннесси Уильямса «припаркуются» на фестивальной афише – постановки Генриетты Яновской (МТЮЗ) и Михаила Бычкова (питерский «Приют комедианта»).
 
Трамвай «Желание»  Яновской – подробная, как операция в анатомическом театре, пульсирующая, как открытая рана, картина постепенного и неумолимого добивания «подранка» – поэтичной героини пьесы. Бланш Ольги Понизовой в спектакле Яновской – возвышенная и утонченная, этакая хрупкая фарфоровая куколка. А Бланш Марины Солопченко в спектакле Бычкова – абсолютно земная женщина, которая понимает, в каком мире живет. Мир этот во многом претит ей, но из последних сил она пытается к нему приспособиться, спокойно принимая свое поражение.
 
Трамвай «Желание». Театр «Приют комедианта» (С.-Петербург). Реж. Михаил БычковКак известно, на «Маску» выдвигаются не только спектакли целиком, но и актеры, режиссеры, художники по отдельности. Так вот от обоих «Трамваев» в качестве лучших актеров выдвинуты не исполнительницы главных ролей, а Елена Лядова, играющая в спектакле Яновской сестру главной героини, и любимец обоих столиц Александр Баргман – колоритный и страшный Стенли Ковальский в спектакле Бычкова. О чем это говорит? Вероятно, о том, что вкусы экспертов разошлись. Но видевшие утверждают: смотреть оба спектакля, безусловно, стоит.
 
Тартюф. Театр «Красный факел», Новосибирск. Реж. А. ПрикотенкоВ афишу «Маски» попал и «Тартюф» новосибирского театра «Красный факел». Вот вам еще один повод для сравнения: после недавней премьеры «Ленкома» – политизированного «Тартюфа» Владимира Мирзоева – вы отправляетесь на «Тартюфа» в постановке Андрея Прикотенко. И попадаете… в мясную лавку почтенного Оргона, где устроил шабаш сам «черт лысый» Тартюф, а всем заправляет служанка Дорина, при ближайшем рассмотрении оказывающаяся мужчиной. Самую поэтичную и красивую сцену спектакля режиссер припас к концу. Так что ни в коем случае не выходите из зала раньше времени! 
         
Лирическое отступление    

Король Лир. МДТ-Театр Европы. Реж. Л. ДодинКак всегда,почетное место в афише занимает постановка МДТ-Театра Европы. На этот раз Лев Додин взялся за шекспировского «Короля Лира», специально для спектакля заказав своей племяннице Дине Додиной новый перевод текста. Нарочито приземленный перевод позволил режиссеру уйти от привычных красивостей и порассуждать о сути: что происходит с миром, где отцы невнимательны к детям, а дети не почитают отцов. По ходу спектакля начинаешь понимать главную додинскую метафору: уважение к отцам в этом спектакле – почти синоним почитания искусства. «Вы говорите, что и то, и другое в современном мире ни к чему? Давайте попробуем без этого», - предлагает Додин и показывает нам грандиозную картину всеобщего распада. В номинации «Лучший актер» «Золотую маску» оспаривают два великолепных питерских артиста – Петр Семак (король Лир) и Алексей Девотченко (Шут). И можно только удивляться, что на премию не выдвинут роскошный Сергей Курышев (граф Глостер), в некоторых сценах затмевающий их обоих.
     
Великое переселение
 
Амиго. Коляда-театр, ЕкатеринбургНеутомимый Николай Коляда и его «Коляда-театр», переживший в минувшем сезоне чудовищный «наезд» коммерсантов Екатеринбурга, которые пытались отнять у театра его здание, покажут на «Маске» спектакль «Амиго». По черной иронии спектакль Коляды по его же пьесе повествует о том, что чуть было не произошло с самим театром: о скромном житье-бытье современных «маленьких» людей, которых новые хозяева жизни торопятся стереть с лица земли, чтобы реализовать на их месте свою мечту о счастье…
 
Горячие якутские девчонки
 
Дом Бернарды Альбы. Якутский драматический театр им. ОйунскогоЗнаменитый якутский драматический Театр имени Ойунского не раз поражал московских зрителей своими спектаклями, полными шаманской экзотики. И, кажется, еще никогда не уезжал с фестиваля без «Маски». Впрочем, этих якутов ценят и за пределами СНГ – в Париже, например, их спектакли идут с неизменными аншлагами. Зрителей «Маски» якуты приведут в «Дом Бернарды Альбы» – в ханжеский и лживый мир женщин, лишенных мужчин. Оказалось, что испанский темперамент, которым пронизана пьеса Гарсиа Лорки, легко рифмуется с якутским. Якутские танцы так же зажигательны, а горловое пение – столь же неистово. Эта яркая постановка, номинированная на «Маску» как «Лучший спектакль большой формы» – режиссерский дебют юной Сюзанны Ооржак, ученицы худрука Театра имени Ойунского, министра культуры Якутии Александра Борисова.
 
Москвичам и гостям столицы
 
Рассказ о семи повешенных. Театр п/р ТабаковаДоля московских спектаклей в афише «Золотой маски» на сей раз огромна. Тут тебе и философское испытание «Нелепой поэмкой» Камы Гинкаса (по двум главам из «Братьев Карамазовых»). И «Похождение» Миндаугаса Карбаускиса – самые веселые и добродушные из всех когда-либо поставленных «Мертвых душ». И ленкомовское «Затмение» Александра Морфова – новая трактовка знаменитого романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» с великолепным Александром Абдуловым в главной роли. И «Донкий Хот» Дмитрия Крымова – грустная притча о Художнике и ненавидящей его толпе. И экстравагантная «Федра. Золотой колос» Андрия Жолдака – история о том, как жена советского чиновника вообразила себя античной героиней. Тонко и умно сыгравшая ее Мария Миронова с полным основанием претендует на «Маску» за лучшую женскую роль. Как и Евгений Миронов – на премию за лучшую мужскую роль – роль Иудушки в безысходных «Господах Головлевых», поставленных в МХТ имени Чехова Кириллом Серебренниковым. Выдвинут на «Маску» и «Рассказ о семи повешенных» Миндаугаса Карбаускиса – сценическая версия мрачного рассказа Леонида Андреева, переливающаяся на сцене «Табакерки» всеми красками жизни. Не уступает ему аскетичный, пронзительно-бесхитростный «Захудалый род» Сергея Женовача в его Студии Театрального Искусства. И веселый «Мнимый больной» с печальным финалом – тоже постановка Женовача, но только в Малом театре…
 
Одним словом, зрителям самых разных вкусов и пристрастий будет из чего выбрать.
 
 
 
А почитателям оперы&балета «ВД» рекомендует топовую тройку номинантов в музыкальных жанрах.
 
Волшебная флейта. Большой театр. Папагено - Флориан БешВолшебная флейта
Большой театр, Москва

В постановке британца Грэма Вика (отдельно номинирован как лучший режиссер оперы) будут и остатки берлинской стены, и милиционерши в залихватских пилотках, и поп-артовские декорации вроде дивана в форме губ. На персональные номинации заслуженно претендуют «вторые лица» «Флейты» - Памина (Анна Аглатова) и Папагено (Флориан Беш).
Номинация: опера, лучший спектакль
 
Игра в карты. Большой театрИгра в карты
Большой театр, Москва

Двадцать три минуты сценического времени вмещают массу иронии, остроумных парафразов классических комбинаций и прочую блистательную мишуру, которую мог придумать, а затем грамотно выстроить только Алексей Ратманский.
Номинация: балет, лучший спектакль
 
Альфа-Чайка. Театральный проект АППАРАТУСАльфа-Чайка
Театральный проект «Аппаратус», Москва

Свою версию рассказанных Чеховым событий играет театр танца Саши Пепеляева. Театр этот - самый старый и самый состоятельный в Москве, а здесь еще и укреплен тяжелой артиллерией в лице гуру актуального искусства Дмитрия Александровича Пригова.
Номинация: современный танец, лучший спектакль