Театральный эксклюзив
 
Имя продюсера Эльшана Мамедова – руководителя самой успешной российской продюсерской компании «Независимый театральный проект» известно немногим. Зато спектакли, выпущенные его компанией стали притчей во языцех: «Примадонна»,«Ladies' Night. Только для женщин», «Девичник», «Белоснежка и другие», «Боинг-боинг», «Госпиталь «Мулен Руж»,  «Жестокие танцы». И это только начало!
 
Кто-то считает, что спектакли Мамедова и «Независимого театрального проекта» - «новый уровень антрепризы в России», «качественные постановки для широкого круга зрителей», а кто-то в ужасе бежит после первых двадцати минут спектакля. Последняя премьера НТП – «Дед Мороз – мерзавец» рискует стать самой скандальной постановкой компании. Эльшан Мамедов, как всегда, приготовил нечто уникальное: в свое время шесть известнейших французских актеров написали пьесу «для себя», чтобы от души поиграть и повеселиться. Спектакль, который они поставили, стал во Франции культовым, а фильм, снятый по этой истории, обрел статус народного предновогоднего кино, как у нас – «Ирония судьбы, или С легким паром!». Но «Дед Мороз – мерзавец» – не сказочная романтическая история: обратите внимание, на афише есть несколько кодовых слов: «мерзавец», «неадекватная комедия», «детям до 16 лет смотреть не рекомендуется». Эльшан Мамедов привык рисковать, и пока что чутье его ни раз не подводило. Может быть, потому что он театральный человек по сути и театровед по образованию – для продюсера уникальный случай. Актеры его обожают, он их тоже. Ведь когда-то юный бакинец Эльшан Мамедов мечтал стать великим актером. Стал продюсером и сейчас благодарит Бога, что так и не поступил на актерский.
 
«Дед Мороз» рискует стать самым скандальным проектом НТП...
Конечно, браться за такую пьесу – большой риск, но без риска работать не интересно. Да, народ мы взбудоражили: я не видел ни одного равнодушного лица, а это самое главное! Когда у меня на спектакле холодный нос – это не театр, будь он трижды умным и талантливым.
Многие зрители, увидев слова «Дед Мороз», пошли на елку, но вместо романтической новогодней сказки получили серьезную историю, хотя и безумно смешную, с потрясающими трансформациями и сюжетными перипетиями. «Дед Мороз – мерзавец» – спектакль в духе черной комедии. Несмотря на то, что многие русские народные сказки пронизаны черным юмором, и каждый знает «дети в подвале играли в гестапо…», люди с осторожностью относятся к этому явлению. Спектакли, рассчитанные на широкую публику, в этом жанре в России пока не появлялись. Мы совершенно не знали, как «Деда Мороза» воспримет зритель.
 
Артисты, наверное, дико волновались?
Да у них было предобморочное состояние! Меня самого трясло. Когда пьесу только раздали актерам, они приходили с выпученными глазами и восклицали: «Все очень здорово, но как это играть?» В этот жанр русскому психологическому артисту очень сложно вписаться. Юмор пьесы надо чувствовать интуитивно, объяснить его нельзя. Например, мы играем комедию-буфф «Боинг-Боинг». Скоро будет сотый спектакль, но не могу сказать, что мы абсолютно схватили форму. Я был в ужасе на премьере «Ladies' Night», потому что не знал, как публика воспримет необычный сленг. Когда увидел, что у людей от смеха начинается истерика, подумал: «Боже мой, кажется, попали…»  
«Дед Мороз» – это подвиг – и режиссерский, и актерский. Он ни на что не похож.
 
Вы неизбежно находитесь под прицелом критики…
Кстати, мы специально не зовем прессу на свои спектакли, а если кого-то и зовем, то не раньше десятого спектакля. Ни одна рецензия не влияет на посещаемость спектаклей. Зачем мне нужны эти нервы?
 
То есть вы к критике относитесь…
Очень плохо. Я учился со многими нашими критиками. Профессионалов среди них крайне мало. Почти в каждой рецензии можно найти ошибки. Вот раньше, когда в какой-нибудь провинциальный театр приезжала Наталья Крымова, все бросали дела и прибегали слушать, как она будет разбирать их работу. Понятно почему – это был настоящий анализ.
 
По каким принципам существует НТП?
У нас эксклюзивный репертуар. Мы открываем авторов, например Маргерит Дюрас. Марка Камолетти начали ставить в знак протеста против Рея Куни, который вдруг стал главным комедийным автором на российский сцене. Куни хороший автор, но не лучший. Комедия «Боинг-Боинг» Камолетти давалась в Париже каждый вечер более 40 лет, вошла в «Книгу рекордом Гиннеса». Пьесу ставили в 60-ти странах. Но у нас про Камолетти никто не знал. Я испытываю азарт, открывая новых авторов.
Мы делаем режиссерские спектакли с качественными декорациями – у нас нет работ вроде – «звезда на фоне занавески». Мы в каком-то смысле репертуарный театр только без собственного помещения и госдатаций: есть команда, которая работает от постановки к постановке, репертуар, состоящий из нескольких спектаклей. Меня приглашали работать в гостеатр, но я всегда отказывался – это не мое.
 
Вы как-то сказали, что мечтаете поставить «Три сестры».
С удовольствием! Это одно из моих самых любимых произведений, я знаю его наизусть. А еще подумываю о «Горе от ума». И для «Трех сестер» я уже «надумал» артистов, осталось найти режиссера.
 
Артисты вас обожают, мол, «и относится по-человечески, и на репетициях всегда чай есть».
Я их не прошу об этом, честное слово (смеется). Меня даже смущают их комплименты. Дело в том, что работаю только с артистами своей «группы крови» и всегда чувствую, кого надо брать, а кого нет. Деньгами никого не удержишь: должна быть заинтересованность. Мы же, как на войне! В условиях независимого театра нужно совершать невероятные усилия, чтобы выдать то качество, за которое не стыдно.
 
Наверняка, в процессе работы вы стали свидетелем множества забавных ситуаций…  
У нас был спектакль «Девичник» с шестью замечательными актрисами. Такой цветник. Я обожал ездить с ними на гастроли! Как все настоящие актрисы, они обожали шоппинг и однажды устроили в коридоре спального вагона дефиле: по очереди прохаживались взад-вперед, примеряя покупки, а остальные выглядывали из своих вагонов и комментировали увиденное. Это было очень смешно!
С «Ladies' Night» была масса забавных историй, например, когда девушки в финале спектакля, во время стрип-шоу мужчин-актеров, сорвали с себя майки и начали ими размахивать. Да, на современной сцене спектакли с предельной концентрацией мужской энергетики большая редкость.
 
Вы – страстный театрал. Расскажите о последних сильных впечатлениях.
Люблю ходить в «Современник». Меня потряс «Король Лир» в «Сатириконе». С удовольствием посмотрел «Оскара и Розовую даму» с любимой актрисой Алисой Фрейндлих. Заворожила «Шинель» с Мариной Нееловой. В восьмой раз посмотрел спектакль Льва Абрамовича Додина «Братья и сестры» и в восьмой раз был потрясен. Я не знаю, как они это играют!? Осенью был в Париже и убедился, что Изабель Аджани – гениальная актриса: как она играла Марию Стюарт! Я рыдал в финале. Успел посмотреть спектакль «Письма любви» с Филиппом Нуаре и Анук Эме: они просто сидели за столом и читали письма, а у меня в горле стоял комок. Собираюсь посмотреть новую работу Алена Делона. Люблю «Геликон-оперу». Я из музыкальной семьи, поэтому музыка – моя родная стихия.
 
Но трудиться стали на ниве драматического театра...
Я мечтал быть великим артистом (смеется)! В 17 лет поехал поступать в ГИТИС. Вылетел на третьем туре. Это была настоящая трагедия. Случайно встретил друга, который посоветовал попробовать на театроведческий, дал список литературы. Недолго думая, я пришел на собеседование к Любимову и Исаеву, получил пятерку и поступил. В то время театроведческий факультет ГИТИСа был штучным местом, удивительным. Образование там давали замечательное. Слава Богу, что я не стал артистом!
 
Но актерский опыт у вас имеется: слышала, выходили на сцену в своем спектакле.
Ну конечно (смеется)! Был такой спектакль «Белоснежка и другие» – новогодняя елка, баловство, которое мы сделали с ребятами из «Ladies' Night». На сцену выходили все, начиная с монтировщика. Я был ростовой куклой – Годзиллой. Эту роль для меня придумал режиссер Виктор Шамиров. Когда мы отыграли первый блок спектаклей, он предложил: «Давай, кого-нибудь введу вместо тебя?» Я был возмущен: «Никогда! Только через мой труп!» (смеется)
Я выходил на сцену и раньше: в созданном с Никой Косенковой  театре «Тембр», который появился вскоре после окончания ГИТИСа. Понял тогда, почему мне не надо было становиться актером: перед спектаклем я испытывал такой ужас, что удовольствие, которое получал на сцене, не шло с ним ни в какое сравнение. До сих пор не встречал ни одного артиста, который бы умирал за кулисами так, как я. Мне было плохо физически.
 
Что вас радует помимо работы?
Дочка, жена, мои родные. Дочке три с половиной годика. Потрясающий человечек! На наших гастролях в Сочи она впервые соприкоснулась с театром. Правда не надолго (смеется): как только поднялся занавес, и она увидела знакомые лица актеров, только что сюсюкавшихся с ней в кулисах, громко крикнула: «Ой, это наша тетя!» – пришлось вывести «нарушительницу» из зала.
 
Где отдыхаете?
Очень нравится Крит. Есть две страны, в которых я могу жить – Франция и Италия. Особенно Италия – эта смесь темпераментного Баку и демократичной Европы нравится мне в любом проявлении.