Театральные режиссеры снимают кино, звезды ТВ выходят на сцену, а пьес не пишет только ленивый. «ВД» расскажет о замечательных спектаклях, которые не появились бы на свет, если бы их создатели не отважились расширить поле своей деятельности.
 
Премьеру «Самого важного» в Мастерской Петра Фоменко сыграли два месяца назад. Режиссер Евгений Каменькович – признанный мастер своего дела, да и актеры Мастерской, хоть и молоды, но далеко не дебютанты. А вот Михаил Шишкин, автор романа «Венерин волос», ставшего основой спектакля, приобрел писательскую славу несколько лет назад, уже живя в Швейцарии. До этого, в Москве, он служил школьным учителем литературы. Так что на премьере в Мастерской известного ныне писателя можно было увидеть в окружении тех, для кого он когда-то сеял разумное и доброе. Напомним, что спектакль «Самое важное» – одна из лучших премьер сезона и посетить его стоит в любом случае – даже если вы не учились литературе у Михаила Шишкина.
 
В театре «Практика» продолжают экспериментировать с драматургией. В прошлом сезоне показали «Пьесу про деньги» – драматургический дебют театрального критика Виктории Никифоровой. Сейчас играют премьерных «Небожителей» – один день из жизни крупного бизнесмена, описанный крупным бизнесменом Игорем Симоновым. Значит ли это, что теперь в среде олигархов станет модно раскрывать свои измученные души перед театральным залом, или пример Симонова останется единичным? Все зависит от того, насколько успешным выйдет спектакль. Режиссер спектакля Руслан Маликов, главную роль играет Андрей Смоляков.
 
Подавлять и возбуждать. Театр Et CeteraПока в «Практике» рассказывают об олигархах, в Et Cetera Александр Калягин ставит спектакль о жизни современного актера. «Подавлять и возбуждать» тоже можно считать дебютом - худрук Et Cetera если и брался за режиссуру, то в далеком прошлом, а во-вторых, он выступил и как соавтор текста, помогая драматургу Максиму Курочкину адаптировать пьесу для театра.
 
В эти же дни в Et Cetera идет премьера прошлого сезона – «Газета «Русский инвалидъ» за 18-е июля…». Тонкий и лиричный спектакль по собственной пьесе поставил драматург Михаил Угаров, с некоторых пор занявшийся режиссурой. Удается это ему очень неплохо. Кстати, к весне нас ждут сразу два новых спектакля Угарова, названия которых пока держатся в тайне. Как говорится, следите за рекламой.
 
В Центре драматургии и режиссуры на этой неделе покажут спектакль «Переход». Его автор – музыкант, актер, а теперь еще и режиссер Владимир Панков – подсмотрел и подслушал разговоры людей, топающих по ступеням московских подземных переходов. И вышел очень занятный спектакль – такой же мрачный, жестокий, абсурдный и уморительно смешной, как наша повседневная жизнь.
 
В МХТ имени Чехова идет нашумевший «Лес» в постановке Кирилла Серебренникова. Лет пятнадцать назад этот режиссер трудился в качестве ученого-физика в одном из НИИ города Ростова. А после перебрался из научной лаборатории на театральные подмостки. Один из самых удачных его экспериментов с классикой – спектакль «Лес», действие которого перенесено из времен Островского во эпоху брежневского застоя. 
 
Напоследок вспомним, как круто меняли свой жизненный маршрут мастера старшего поколения. Если бы в конце 50-х годов актеру Юрию Любимову не надоело, по его собственному выражению, «мазать морду гримом» – выходить на сцену Вахтанговского театра, где он играл ведущие роли, искусство ХХ века лишилось бы такого явления, как режиссура Любимова. Сегодня без подробных описаний его спектаклей не обходится ни одна театральная энциклопедия, а список его последователей включает самых известных режиссеров мира. На этой неделе стоит посмотреть спектакль Любимова «Идите и остановите прогресс», где мастер вместе со своими юными учениками обращается к творчеству поэтов-обериутов.