Прошла еще только половина сезона, но картина театральных побед и поражений уже вырисовывается. Мы решили вспомнить самые интересные события осени и начала зимы уходящего 2006-го года. И даже придумали для них особые номинации.
 
Король лИр. Сатирикон. Фото Е. ЦветковаИтак, в номинации «Современная трагедия» побеждает спектакль«Король Лир», поставленный в театре «Сатирикон» режиссером Юрием Бутусовым. Лира сыграл сам Константин Райкин, в его интерпретации король вышел вовсе не старым, зато мудрым и хорошо знающим людские слабости. Передавая дочерям власть, он как будто предчувствует все, что случится вслед за этим. Но свернуть с выбранного пути уже не может. Видевшие «Лира» не устают пересказывать его яркий и страшный финал, в котором полубезумный король пытается рассадить тела умерших дочерей по стульям. Тела валятся, а король мечется от одного к другому, не оставляя надежды вернуть дочерей к жизни.
 
В номинации «Триллер» лидирует «Июль» в театре «Практика» – спектакль Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева, в котором монолог сумасшедшего старика-людоеда исполнила Полина Агуреева. Исполнила, надо сказать, виртуозно. Так, что сразу стало ясно: главное в пьесе Вырыпаева не кошмарный сюжет, а язык и ритм повествования.
 
Если уж мы заговорили о языке и литературе, то назовем и другого лидера – «Самое важное» в Мастерской Петра Фоменко. Постановка Евгения Каменьковича по роману Михаила Шишкина «Венерин волос» побеждает сразу в двух номинациях: «Лучший актерский ансамбль» и «Самый поэтичный спектакль по современной прозе».
 
Номинация «Накал страстей» подходит для «Морфия», поставленногов театре Et Cetera. На спектакле Владимира Панкова по рассказу Михаила Булгакова, в котором история гибели молодого врача-морфиниста излагается не столько словами, сколько музыкой и ритмом, зал готов буквально взорваться от напряжения.
 
«Другая сторона Луны» – такую номинацию стоит предложить организаторам театральных фестивалей специально для спектаклей Дмитрия Крымова. За свои предыдущие работы этот художник и режиссер уже получил несколько премий и был выдвинут на будущую «Золотую маску». Можно не сомневаться, что награды ждут и его недавнюю постановку – «Демон. Вид сверху».  Крымов умеет взглянуть на знакомый сюжет с неожиданного ракурса. Рассказать об увиденном ему помогают художники – студенты его Мастерской в РАТИ, которые прямо на глазах у публики оживляют веревочное чудище – лермонтовского Демона, превращают сцену то в Ясную Поляну, из которой уходит Лев Толстой, то в картину Марка Шагала…
 
Лучшей комедией первой половины сезона стали «Примадонны», поставленные в МХТ имени Чехова Евгением Писаревым. О них мы писали уже не раз, но стоит повториться: виртуозные Михаил Трухин, Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев, переодетые в женщин, могут дать фору исполнителям легендарного фильма «В джазе только девушки».  
 Тартюф. Ленком. Тартюф - Максим Суханов. Фото Е. Цветковой
Самой веселой и неформальной театральной церемонией за эти полгода стала церемония вручения премии «Чайка». Дело не в том, что ее бессменные ведущие Екатерина Коновалова и Игорь Золотовицкий позволяют себе подтрунивать над лауреатами и сидящими в зале знаменитостями, а в том, что только у них это получается легко и ненатужно.
 
В последние дни ушедшего года театр «Ленком» показал «Тартюфа» в постановке Владимира Мирзоева. Спектакль только что вышел, многое в нем еще будет меняться, но за его финал, в котором герои дружно прощают едва не погубившего их злодея Тартюфа, стоило бы учредить для Мирзоева особую премию – за гуманизм, человечность и доброту.