Мы уже привыкли к тому, что героями современных пьес становятся бомжи, проститутки, наркоманы и маньяки. На этой неделе нас ждет приятная неожиданность – в театре «Практика» выходит спектакль об олигархе.
 
Пьесу «Небожители» об одном дне из жизни крупного нефтяного магната написал…  крупный бизнесмен Игорь Симонов. Герой его пьесы становится участником одного из популярных ток-шоу и неожиданно для самого себя начинает откровенно рассуждать о приватизации, дефолтах и способах накопления капитала. Ставит спектакль Руслан Маликов, автор нашумевшего «Манагера» – спектакля о менеджерах средней руки. Теперь предметом его изучения станет крупный бизнесмен. Накануне премьеры мы встретились с Андреем Смоляковым, актером «Табакерки», сыгравшем в «Небожителях» главную роль.
 
Как вы относитесь к новой драме?
Сложно отношусь. К западной – очень плохо. Что же касается нашей драматургии, то я надеюсь, что со временем она станет более интересной. Сегодня мне интересны только братья Пресняковы, Иван Вырыпаев и Максим Курочкин.
 
Чем Вас заинтересовал проект «Небожители»?
Мы давно дружим с Эдуардом Бояковым, который создал театр «Практика». Год назад я сыграл в его спектакле «Свадебное путешествие» (по пьесе Владимира Сорокина – А.Ш.), а тут он предложил мне прочитать пьесу Игоря Симонова. Я прочел. Это редкий текст. Автор пишет о том, чего драматурги обычно не касаются…  Всегда интересно работать со здравствующим автором: он, сидя на наших репетициях, постигает специфику театра, а мы постигаем, что такое новая драма. Не буду говорить, что мы выработали на репетициях какой-то абсолютно новый язык. Но зато мы узнали что-то, от чего были страшно далеки.
 
По жанру «Небожители» - драма?
Скорее, шоудрама, ведь внутри спектакля – настоящее телешоу. А заканчивается спектакль вопросами, которые каждый из нас в какой-то момент задает себе: о нравственности и безнравственности.
 
Но почему вдруг ваш герой приходит на ток-шоу, да еще начинает откровенно отвечать на вопросы ведущих?
Вся его предшествующая жизнь складывается таким образом, что он не может отвечать иначе.
 
Бизнесмен такого уровня, как ваш герой, появляется на нашей сцене впервые. Что за зверь ваш герой: он счастлив или нет? К финалу пьесы он приходит другим, чем появляется в начале?
Мы встречаем его в тот момент, когда он теряет свое счастье. Что же касается развития характера, то здесь нет классического перехода от одного состояния к другому. К финалу жизнь моего героя – та же самая синусоида, что и вначале, только теперь у нее укоротилась волна.
 
Когда после большой сцены МХТ вы возвращаетесь в «Табакерку», а потом выходите на сцену «Практики» - для этого требуется какой-то особый переход?
Не нужно никакого перехода, все происходит само собой. Я служу в театре уже лет 30 и знаю: в искусстве все повторяется, только на каком-то новом витке. Главным остается все тот же вопрос – вопрос качества.
 
А как вам хватает на все времени?
А я работать люблю.
 
Но новогодние каникулы-то у вас бывают?
С 30 декабря по 3 января. 3 января завершились репетиции в театре «Практика», а теперь я начинаю репетировать в «Табакерке» – в спектакле, который будет ставить Миндаугас Карбаускис по роману Андрея Платонова «Счастливая Москва».
 
Вы ведь и в кино много снимаетесь…
Да, случается. В прокат скоро выйдут «Консервы» Егора Кончаловского. Я там играю полковника ФСБ, нашего современника.
 
У вас есть какая-то заветная роль или роли, к которым вы давно примериваетесь?
Ни один артист не ответит вам на этот вопрос откровенно.
 
Как вы любите встречать Новый Год?
Дома. С водкой и килограммом черной икры. А что это вы замолчали? Разве я сказал что-то ужасное? Я, может быть, целый год готовился к этому дню…