22 декабря в Театре имени Пушкина состоялась премьера спектакля «Мадам Бовари» по мотивам романа Гюстава Флобера. Историю о «несовпадении объемов сердечной мышцы между людьми» поставила известный хореограф, режиссер, педагог, танцовщица Алла Сигалова.
 
Темпераментная Сигалова успевает многое: балеты, оперы, мюзиклы, эстрадные шоу, драматические спектакли – такое впечатление, что энергетический заряд внутри нее никогда не иссякает. Однако, воспитанная в интеллигентном Петербурге, в жизни старается держать эмоции под контролем – как джина в бутылке, выдергивая пробку только, когда это уместно.  
 
Алла Михайловна, «Мадам Бовари» музыкально-пластический спектакль или, прежде всего, драма?
Вот вы сидите – это что такое? Ваша форма выражения. И глядя на вас, я понимаю, что с вами происходит, что вы чувствуете. Но ведь это не балет и не опера? Это мизансцена, движение. И в каждом драматическом спектакле есть динамика, движение, многое в нем определяющее…
 
Вы не раз говорили, что не скоро решитесь на драматический спектакль. Что же произошло?
Да ни на что я не решалась. Просто выразительные средства в «Мадам Бовари» приближены к жанру драматического спектакля – это, наверное, самая точная формулировка.
 
Почему вы выбрали это произведение?
Потому что это замечательная литература. Я довольно долго размышляла на эту тему, прежде чем взяться за инсценировку Флобера.
 
О чем ваш спектакль?
О различии объемов сердечной мышцы у людей. Один вмещает в себя целый мир и только в нем может существовать, другому достаточно его курятника, четырех книжек и мягкой подушки. Я постоянно ощущаю это в жизни.
 
Вас это ранит?
А почему это должно меня ранить? Каждый человек устроен по-своему. Гигантский объем – это аномалия. К этому можно относиться и позитивно, и негативно. Для кого-то это уродство, а для кого-то – вершина красоты. 
 
Флобер не стремился дать оценку своим героям. Вы будете расставлять точки на «и»?
Конечно, ведь спектакль – это мое высказывание. Кроме того, мне кажется, что и у Флобера явно видно, как он относится к героям.
 
У вас есть страх перед непониманием критики или холодным приемом со стороны публики?
Мучения и сомнения, разумеется, есть, но слово «страх» к этому не имеет никакого отношения.
 
В этой работе вы дебютируете в качестве художника по костюмам…
Я всегда тесно работаю с художником: мне кажется, режиссер должен провоцировать художника на творческий процесс, тогда они единомышленники. На этот раз я спровоцировала саму себя. От первого до последнего момента.
 
Это будут исторические костюмы?
Нет. Все достаточно эклектично, вне времени и стиля. В костюмах на сцене для меня важны не знаки времени, а, прежде всего, настроение, соответствие характеру. Работая над костюмами, я ориентируюсь на свое понимание персонажей.
 
Почему вы предложили роль Эммы Александре Урсуляк?
Она большая актриса, поэтому я ее и выбрала.
 
Постановочная группа «Мадам Бовари» состоит в основном из людей, с которыми вам уже приходилось работать. А вы легко меняете команду?
Конечно, ведь я много работаю в разных театрах, соответственно, в разных коллективах.
 
Вы сразу видите «своего» человека?
Сразу.
 
А какие они - ваши люди?
Обязательно - талантливые.
 
А работоспособность, упорство?
А талант это, кроме всего прочего и дисциплина, и работоспособность и максимальная отдача. Если я смогу возбудить в человеке азарт к работе, он не станет размышлять: «Ой, что-то мне сегодня репетировать не хочется…» Это моя проблема: если человек не загорится, он не виноват – значит, я плохо работаю.
 
Вы очень критичны к себе, но и другим спуска не даете. На телепроекте «Танцы со звездами» вы довольно критично высказывались в адрес участников, чем вызвали массу споров…
Профессия такая. Все зависит от обстоятельств, формы и содержания критики. На проект «Танцы со звездами» я приглашена не в качестве человека, рассыпающего комплименты. Я там для того, чтобы высказывать профессиональную точку зрения на происходящее. Естественно, учитывая, что это игра, развлечение, в котором участвуют непрофессионалы.
 
Вы как-то сказали о балерине, с которой работали, что уважаете ее за то, что преодолела банальность мышления. Вам самой приходилось что-то подобное преодолевать?
Естественно. Но для этого нужно, что бы кто-то или что-то тебя вел в жизни. Каждый день что-то подобное происходит. Гораздо проще воспринимать происходящие события, да и вообще жизнь, так, как это принято в обществе – нас постоянно зомбируют, и довольно нелегкий путь – жить собственным умом.
 
Вы преподаете сценическое движение. Манера двигаться со временем меняется?
Конечно. Потому что меняется сознание, а это напрямую отражается на его физическом воплощении – движение. Меняется среда, мир вокруг, степень свободы, дозволенности, понятия «можно» и «нельзя». Очень многое сопутствует этим изменениям.
 
У нас появилось больше свободы, но и больше людей с плохой осанкой...
Красота и свобода разные вещи.
 
О чем надо поразмыслить человеку, чтобы его пластика стала более привлекательной?
Вообще-то, надо голову развивать, тогда и с пластикой все наладится. Нужно перестать думать о впечатлении, которое мы производим. Быть самим собой, больше ничего. Прежде всего – больше читать. Уметь сочувствовать, сопереживать и не отмахиваться от возможности сделать добро.
 
Ваш темперамент мешает или помогает в работе?
Конечно, помогает. На репетиции у нетемпераментного педагога, режиссера так все и заснут – и не проснутся.
 
А в частной жизни, с друзьями, в семье?
А мне не нужно там включать темперамент. Дело в том, что я воспитывалась в Ленинграде, поэтому не привыкла демонстрировать свои эмоции и не выплескиваю темперамент там, где это неуместно.

Эмма всю жизнь ждала своего рыцаря, вы своего, судя по всему, уже дождались?
Я не думаю, что Эмма искала рыцаря. Но, да, рядом со мной человек, которого я бесконечно люблю, и самое главное, бесконечно уважаю. Любовь и уважение – это самое главное.
 
А как зародились отношения?
Это совершенно не была любовь с первого взгляда. Мы вместе работали, писали сценарий по Кортасару. С каждым днем открывали в себе что-то общее. Это очень важно. Противоположности притягиваются, но, к несчастью, быстро расходятся. Нужно смотреть в одну сторону.
 
А сложно ли двум режиссерами в одной семье?
Мы в семье не занимаемся режиссурой. Мы просто живем, любим друг друга, занимаемся детьми.
 
Вы с Романом Козаком – не просто муж и жена, а союзники, соратники. Для вас возможна иная модель отношений?
Конечно, это должны быть партнерские отношения.
 
Чему вы учитесь у своих детей?
Всему, я вообще у всех учусь. Миша (сын – «ВД») – человек жизнерадостный, мне нравится, как он воспринимает события. Учусь у него этой легкости. У Ани (дочь – «ВД») что-то другое нравится… Это долгий разговор. И сложный.
 
Как вы отдыхаете?
Ездим всей семьей на море. Более того, месяц или даже два в году я ничего не ставлю, занимаюсь только семьей, домом, отдыхом. Чтобы хоть немного вернуть детям то время, любовь, участие, которые крадет у них моя работа.
 
Как вы относитесь к светским мероприятиям?
Выезжаю, к сожалению, не так часто. Понимаю, раз зовут, значит, хотят видеть, рассчитывают на тебя. Вообще я люблю такие выходы, иногда бывает очень приятно.
 
Встретить близких по духу людей или просто поболтать?
Я болтать не умею и не люблю. Просто приятно выйти и посмотреть на людей, потому что иногда месяцами кроме репетиционного зала ничего не видишь. Для меня подобные выходы – свежий взгляд на то, что происходит вокруг.
 
Какие-то простые женские радости у вас есть?
Салоны, если до них добираюсь, воспринимаю, как работу. Самая большая радость – приехать домой и побыть с родными.
 
Судя по всему, покупка одежды не особенно вас занимает?
Абсолютно. Но в Америке могу потратить полтора часа в неделю на поход по магазинам, не более.
 
Есть ли экстравагантные вещи в вашем гардеробе?
Да, конечно. В году 92-ом я сшила себе странные шорты с френчем и вышла так на премьеру – публика была возбуждена и самим фактом и костюмом. Но, кончено, делаю это для себя.
 
Как вы поддерживаете форму? Делаете класс?
Да, каждый день. Кроме того, хожу в тренажерный зал, плаваю, люблю баню.
Это принципиально. Иначе я не смогу работать.
 
Есть ли время на то, чтобы радовать домашних кулинарными сюрпризами?
Моя бабушка замечательно готовила, и это перешло ко мне на каком-то генетическом уровне. Готовка всегда была мне интересна. Сейчас из-за дефицита времени бываю на кухне крайне редко. А если мышцу не напрягать, то она постепенно атрофируется: вот у меня, наверное, атрофировалась.
 
Вы ведь ходите не только в театр Пушкина: стараетесь отслеживать кино и театральные премьеры, ходите ли на выставки?
В театре Пушкина я как раз мало что смотрю. Но вообще хожу в театры – это входит в профессию.
 
Какие последние культурные события произвели на вас впечатление?
Спектакль «Медея-материал» в театре Анатолия Васильева. Это невероятно талантливо, сильно, мощно. Конечно, я частый гость в филармонии, консерватории: симфонические концерты важная часть моих выходов. И здесь я неоригинальна, все время повторяю одно и то же имя, каждый раз потрясающее меня, – Гидон Кремер. Каждое его выступление – выдающееся событие, которое меняет мое понимание жизни, профессии.
 
Вы часто ощущаете себя абсолютно счастливым человеком?
Часто. Но это мгновения.
 
С какими моментами они чаще связаны?
С моментами, когда рядом со мной мои дети.