Елена Губайдуллина
22 декабря 2006

О бедном Тартюфе замолвите слово

Владимир Мирзоев ставит в «Ленкоме» знаменитую комедию Мольера. Состав исполнителей – самый звездный.
 
«Тартюфа» ленкомовские звезды репетируют в два состава: Александр Збруев и Александр Сирин (Оргон), Елена Шанина и Наталья Щукина (Дорина), Мария Миронова и Анна Большова (Эльмира). В ханжу и лицемера Тартюфа перевоплощаются Максим Суханов и Дмитрий Певцов. Кудесница Алла Коженкова сотворит на сцене пронизанное солнцем лето в первом акте и суровую зиму во втором. Ну, и конечно, не обойдется без параллелей между Францией времен Людовика XIV и сегодняшней Россией.
 
Владимир Владимирович, вы не первый раз обращаетесь к пьесам Мольера. За что вы их любите? 
Театр, который меня сегодня привлекает, подобен многослойному тексту: его можно воспринимать на разных уровнях. Кто-то из зрителей увлечется сюжетом, кто-то – актерской игрой, а кто-то будет разгадывать нашу символику. Пьесы Мольера и Шекспира – идеальный материал для такого подхода. В них есть поэзия, философия, юмор, интрига, ритм, психология – то есть прямо-таки радуга возможностей. Кроме того, оживая на сегодняшней сцене, классика вообще и Мольер в частности, отучает зрителя от пошлости и скудомыслия.
 
В каких загадках пьес Мольера вам хочется разбираться снова и снова?
Одна из центральных тем Мольера – мысль о том, что все, происходящее с человеком – это его личный выбор, или еще глубже – его сокровенное желание. Для нас сейчас это очень актуально. Ведь «русский мир» продолжает жить в опасной иллюзии, что наши беды и неурядицы спровоцированы кем-то или чем-то извне, а в душе-то у нас полный порядок, лепота, и совесть ничем не омрачена…
 
Тартюф - нарицательный персонаж, мерзкий тип. Но вы, кажется, предлагаете его пожалеть? 
Жалеть приходится всякого героя, потому что без сочувствия нельзя понять мотивы его поступков. В «Тартюфе» мы не стремились перевернуть сюжет с ног на голову, но в нашем спектакле глава семейства Оргон очень нуждается в Тартюфе. Источник всевластия Тартюфа – не наивная слепота Оргона, но его глубоко спрятанный комплекс неполноценности. Он просто не может нести в одиночку груз ответственности, который сам на себя взвалил. Выросшие дети, молодая жена – почти ровесница дочери, ее брат – интеллектуал, служанка – неформальный лидер и настоящая хозяйка в доме. И среди этого цветника – пожилой безвольный тюфяк Оргон, вдруг вознамерившийся сыграть роль сурового отца и морального авторитета. Как тут не появиться Тартюфу?!
 
Вы репетируете с двумя составами актеров с несхожими индивидуальностями. Это будут два разных спектакля?
Вообще-то репетировать с двумя составами – не самое большое удовольствие. По-существу, приходится делать двойную работу. Но есть в этом и свои преимущества: актеры смотрятся друг в друга, как в зеркало, рождающийся рисунок роли воспринимается ими объективнее. Разумеется, когда одну роль репетируют такие разные актрисы, как Маша Миронова и Аня Большова, каждую мизансцену приходится немного адаптировать. Но я бы не сказал, что это будут вовсе непохожие спектакли.
А актерская фантазия для вас важна, или вы – режиссер-диктатор?
Как правило, я стараюсь вовлечь актеров в диалог, провоцирую их медитации по поводу персонажа. Не всегда и не всеми такой метод принимается с восторгом – ведь им приходится напрягать мозги, но по-другому мне репетировать неинтересно. Во-первых, я избалован работой с талантливыми людьми, а во-вторых... главный бич нашего общества – нетерпимость к другой точке зрения, душевная глухота. Призывая актеров к сотворчеству, я пытаюсь с этим бороться. Пусть хоть на моей скромной территории будет полифония мира.

Отзывы о «О бедном Тартюфе замолвите слово»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Выбор редакции

27 января (вс) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 января (вс) | 18:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

17 февраля (вс) | 17:00 | Гоголь-центр, драма 17 февраля (вс) | 17:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

7 марта (чт) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 7 марта (чт) | 18:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

7 февраля (чт) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 7 февраля (чт) | 18:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

9 февраля (сб) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Затейливый перформанс, во время которого лермонтовского демона собирают из тряпок и туалетной бумаги.

Самые аншлаговые спектакли по ценам до 1000 рублей. Пока театралы не спохватились, есть все шансы успеть!

25 января (пт) | 18:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 25 января (пт) | 18:00

Хит Семена Александровского о жизни эксцентричного предпринимателя Давида Яна.

9 февраля (сб) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 февраля (сб) | 19:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

7 февраля (чт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, балет 7 февраля (чт) | 19:00

Темпераментный мужской балет о воспитании характера и взрослении.

Премьера

27 января (вс) | 18:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 января (вс) | 18:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

9 февраля (сб) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

26 января (сб) | 11:00 | Большой театр, балет 26 января (сб) | 11:00

Редкий балет Джерома Роббинса на музыку Игоря Стравинского.