На минувшей неделе объявлены номинанты национальной премии «Золотая маска». Сам фестиваль стартует в апреле, но познакомиться с московскими претендентами на «Маску» можно уже сегодня – найти их в афише и посмотреть прямо сейчас, не откладывая до весны.

Трамвай «Желание». МТЮЗ. Стенли - Эдуард Трухменев, Бланш - Ольга ПонизоваВот, например, «Трамвай «Желание» в МТЮЗе – почти одновременно с выдвижением на «Маску» режиссер спектакля Генриетта Яновская получила за свой «Трамвай» премию К.С.Станиславского в номинации «лучшая режиссерская работа».
Сами понимаете, если эксперты двух разных премий, не сговариваясь, включают спектакль в число лучших, его стоит посмотреть. Поставив самую «русскую» пьесу американца Теннесси Уильямса, Яновская осмелилась напомнить публике о том, что утонченность чувств и сострадание для человека куда нормальнее и естественнее, чем животная страсть к выживанию. Сегодня в это верится с трудом, но приглядитесь к изломанной, но не сломленной Бланш-Ольге Понизовой: ее можно унизить и отправить в психушку, но пачкать грязными руками письма своего возлюбленного она все равно не даст. Это ли не норма?! 
Одной из соперниц «Трамвая» в номинации «лучший спектакль большой формы» станет «Антигона» Юрия Любимова, поставленная мастером на сцене его «Таганки». Сегодня Любимов работает с молодыми – и они, кажется, понимают его с полуслова. В текст трагедии Еврипида, переведенной Дмитрием Мережковским, включены хоры, 12 лет назад написанные Иосифом Бродским для любимовской «Медеи». Зрелище, в котором стихотворное слово дополняется музыкой и великолепным оформлением Рустама Хамдамова, можно рекомендовать всем любителям античности и тем, кто хочет понять, что такое высокое режиссерское мастерство.
Захудалый род. СТИ п/р В. ЖеновачаА теперь перейдем к «малой форме». «Рассказ о семи повешенных», Миндаугаса Карбаускиса в «Табакерке» в ближайшие дни не идет. Но его соперника – «Захудалый род», поставленный Сергеем Женовачем в «Студии театрального искусства», вы можете оценить по достоинству. Спектакль идет 4 часа, но от этой семейной хроники, поставленной по незавершенному (и полузабытому) роману Сергея Лескова, – глаз не оторвешь. Кстати, «Захудалый род» – один из немногих спектаклей, на который можно, и даже нужно приводить подростков. Потому что так всерьез и о серьезном сегодня со зрителем уже почти не разговаривают. 
Еще один претендент на «Маску» в номинации «лучший спектакль малой формы» – «Каменный гость, или Дон Жуан мертв» Анатолия Васильева. О нем мы писали уже не раз, но позволим себе повториться. Любителям оперы стоит посмотреть первую часть спектакля – тонкую пародию на привычные театральные постановки, основанную на пушкинском тексте и опере Даргомыжского; любителям современного танца – вторую. Настоящим же ценителям драматического искусства – сразу обе!
На «Маску» выдвинут и еще один обитатель «Школы драматического искусства» – «Донкий Хот», поставленный художником и режиссером Дмитрием Крымовым вместе с молодыми сценографами – студентами его мастерской в РАТИ. «Донкий Хот» – третий спектакль, сделанный Крымовым в стенах приютившей его ШДИ и четвертый за всю его режиссерскую биографию. Фортуна явно повернулась к нему лицом: спектакль претендует на «Маску» в номинации «новация» и уже принес своему создателю премию Станиславского. На праздничной церемонии, проходившей в отеле «Балчуг-Кемпински», Крымов поведал общественности свою семейную легенду. Его мама, знаменитый критик Наталья Крымова, в детстве жила по соседству с самим основателем МХТ, и (по непроверенным данным) однажды получила от Константина Сергеевича... конфетку. «У меня такое чувство, что эта конфетка сегодня до меня дошла», – сказал Крымов, получая премию.