Пословицу о том, что в новый год нельзя входить со старыми долгами, театры понимают по-своему: спешат закончить репетиции и выпустить все намеченные спектакли. Премьеры в этом месяце сыплются дождем.
 
Однако будем соблюдать порядок – сперва поговорим о спектаклях конца ноября. В театре «Практика» вышел долгожданный «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева. Премьеру откладывали три раза, режиссеры постановки тоже менялись. Наконец, все сошлось. Виктор Рыжаков – постановщик «Кислорода» и «Бытия №2» – в очередной раз помог тексту Вырыпаева обрести сценическую жизнь. А актриса «Мастерской Петра Фоменко» Полина Агуреева исполнила монолог старика, маньяка и убийцы. «Будь ты проклят, месяц июль!», – приговаривает старик, совершая очередное злодеяние. Читатель, может быть, уже догадался, что речь идет о ритмизованной прозе. Ее исполнение отдано женщине, чтобы усилить эффект отчуждения от текста. В случае с Агуреевой все вышло наилучшим образом: леденящие душу подробности она произносит легкой скороговоркой – что позволяет оценить, как мастерски написан текст. Вообще весь недолгий спектакль, на протяжении которого, кстати, на сцене пару раз мелькает и сам Иван, оставляет ощущение отточенности и даже… изысканности. Кстати, в Европе подобные публичные чтения-монологи уже лет десять упорно не выходят из моды! Так что если вы интересуетесь современной словесностью, творчеством Вырыпаева или просто души не чаете в Полине Агуреевой – вам сюда.Русские комедии. Предложение. Театр им. А.С. Пушкина
Если уж мы заговорили о Мастерской Фоменко, то напомним читателям о«Самом важном» – недавно вышедший здесь спектакль Евгения Каменьковича по роману Михаила Шишкина «Венерин волос» можно смело назвать лучшей премьерой осени. Смотреть ее рекомендуется всем поклонникам изящной словесности и хорошего театра.
Сразу две премьеры выпустил режиссер Юрий Еремин – в ноябре в Театре имени Пушкина вышли «Русские комедии», а следом – «Кавалеры» в Театре имени Моссовета (по пьесе К.Гольдони «Хитроумная вдова»). Что касается «Русских комедий», то идея сделать чеховское «Предложение» сценкой из галантного века, нарядив исполнителей в парики и камзолы, «Медведя» поставить в стиле немой фильмы 20-х, «Юбилей» перенести в эпоху советского НЭПа, а «Свадьбу» праздновать в кооперативном ресторане конца 80-х – сама по себе Евгений Мироновостроумна. Однако ее осуществление пока далеко от совершенства.
Вероятно, «Кавалеры» в Театре имени Моссовета будут удачней. Во всяком случае, среди исполнителей – любимцы публики Владимир Яременко и Лариса Кузнецова.
19 декабря Владимир Мирзоев выпустит в «Ленкоме» своего «Тартюфа». Мольеровского пройдоху и обжору, скрывающего преступные наклонности под маской святоши, сыграют (по очереди) сразу три прекрасных актера: Максим Суханов, Дмитрий Певцов и Сергей Фролов.
Ну, а совсем под занавес года, 27 декабря, выпускает свою первую премьеру и Театральная компания Евгения Миронова. Недавно отметивший свое сорокалетие Миронов сыграет Фигаро в знаменитой пьесе Бомарше. Среди его партнеров: Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев, Виталий Хаев, Елена Морозова – в общем, те, кто готов идти в огонь и воду за режиссером Кириллом Серебренниковым. В «Фигаро» огня и воды не будет, но то, что Серебренников не даст зрителю расслабиться, можно гарантировать.