Не успели утихнуть страсти вокруг «Фауста» Эймунтаса Някрошюса, а Москву уже ждут новые спектакли на тот же сюжет – Русский инженерный театр АХЕ покажет на фестивале NET сразу две версии приключений ученого доктора.

С 27 ноября по 6 декабря в Москве пройдет 8-й NET – фестиваль Нового Европейского Театра. По словам его «мамы и папы», критиков Марины Давыдовой и Романа Должанского, афиша фестиваля – компромисс между возможностями (финансовыми, организационными) и амбициями устроителей, не устающих сравнивать русский театр с актуальным европейским (конечно, в пользу первого). Тем не менее, благодаря NETу московский зритель за последние 8 лет узнал очень многих «китов» европейского театра. Не будем забывать, что открытием фестиваля был когда-то и Евгений Гришковец. Жозеф Надж и Томас Остермайер получили после NETa «Золотые маски» за лучшие зарубежные спектакли, а Томас Остермайер и Оскар Коршуновас – престижную европейскую премию «Новая театральная реальность». 
В отличие от «Новой драмы», проповедующей первостепенность драматурга, Новый Европейский Театр отдает пальму первенства режиссеру как создателю новой реальности. Новая театральная реальность такова, что в ней все реже звучит слово. С одной стороны, считают устроители, это следствие всеобщей глобализации, снимающей вопрос о языковых барьерах. С другой – свидетельство общего недоверия к слову. Сегодня больше верится языку тела (жесткий норвежский спектакль «Госпиталь»). Языку пространства (российско-британский проект «Не оглядывайся», превративший в пространство мифа об Орфее и Эвридике фабрику технических бумаг). Языку вещей и фактур («ахейский» «Фауст в кубе. 2360 слов», где частые гости NETа, художники Павел Семченко и Максим Исаев визуализируют слова Фауста – диджея Андрея Сизинцева).


География NETа на сей раз выйдет за пределы Европы – к нам приедут израильская «Клипа» со своим «Орфеем» (кстати, один из актеров этой группы вышел из театра «Дерево» Антона Адосинского) и мексиканский театр «Линеа де Сомбра», актеры которого помогут все тем же «АХЕ»йцам сыграть еще одного «Фауста в кубе» – теперь уже без слов, а только из звуков и ярчайших образов.


В финале NETа устроители все же отдадут дань вербальному театру, а заодно и нашему общему советскому прошлому – Новый рижский театр (Латвия) сыграет гротесково-задушевную «Соню» по одноименной повести Татьяны Толстой. Эту ироничную, полную ностальгии историю поставил известный сегодня в Европе Алвис Херманис. Задавленную советским бытом и одиночеством старую деву сыграет мужчина – виртуозный Гундарс Аболиньш.

27 ноября – 6 декабря
Билеты: 650-16-88