При беглом взгляде на столичную афишу кажется, что большая часть детских спектаклей ориентирована на 5-7-летних зрителей. Но это обманчивое впечатление. На московских сценах представлена почти вся программа средних и старших классов школы.
 
Усваивать классику в партере иногда гораздо полезнее, чем впопыхах перед уроком. Сезон начался, и столичные театры дают по два «Ревизора»за вечер. Однако имейте в виду, что не все спектакли выпадают на выходные дни. В театрах – как и в школе – свое расписание.
Выбирая между «Ревизором» Малого театра или Театра на Юго-Западе, учитывайте не только удобные для себя дни, но и степень вольности прочтения классики. Малый театр недаром называют «вторым университетом», его афиша представляет оглавление учебников по литературе за несколько классов. Так что главное тут - не переборщить с посещением костюмных спектаклей, чтобы выход в театр был не мучением, а праздником. Недавняя премьера Малого - «Ревизор» - традиционна в лучшем смысле этого слова. Художественный руководитель Юрий Соломин уже третий раз обращается к бессмертной пьесе. В новой версии всех жителей «города N» играют маститые актеры театра, а на роль Хлестакова режиссер пригласил бывшего студента со своего курса Дмитрия Солодовника. Таким образом, в пьесе Хлестаков входит в доверие к жителям города N, а в жизни Солодовник должен убедить своей игрой не только зрителей, но и мэтров Малого театра.
Любое «школьное» произведение в Театре на Юго-Западе покажется удивительно современным. «Ревизор» здесь решен в жанре реалистического гротеска. Но сюда лучше идти на Горького. Традиционно тяжеловатый реализм пьесы «На дне» режиссер Валерий Белякович трансформировал в динамичную драму. Действие разворачивается со стремительностью мюзикла.
Несмотря на то что «Вишневый сад» – произведение старшей школы, несколько постановок пьесы помечены в афишах - для зрителей «от 14 лет». И если в Малом Академическом дают традиционно классический спектакль, то в Молодежном Академическом возможны сюрпризы. Напомним – РАМТ всегда на пике литературной моды, здесь уже поставили аж три спектакля по Акунину. Так что и Чехов в Молодежном весьма близок к нашим дням. Ничего революционного, разве что зал и сцена объединены в одно пространство. Но настоящий сюрприз ждет вас от Фирса – Владимира Калмыкова. Открывать его не будем, чтобы сохранить интригу.
Средний школьный возраст - 10-12 лет – самое подходящее время для знакомства с серьезными темами в театре. И постановка «Оскар и Розовая Дама» Театра Луны в этом смысле может стать для юного театрала важным этапом. После триумфа на последней «Золотой маске», когда сразу два спектакля «Оскар и Розовая Дама» были представлены в двух номинациях (Лучшая женская роль и Кукольные постановки), пьеса французского драматурга Эрика Эммануэля Шмидта прописалась в нескольких театрах. Это история 10-летнего мальчика, который, зная, что умирает, пишет письма к Богу, и в каждом письме описывает 10 придуманных лет. Постановка, возможно, первый раз натолкнет зрителя на мысль, что искусство не только развлекает. Не пропустите возраст.
Если вспомнить про внеклассное чтение, стоит обратить внимание на премьеру, которую РАМТ выпускает в конце месяца. Спектакль «Сказки на всякий случай» по одноименной книге Евгения Клюева тронет и детей, и взрослых. Этого современного сказочника уже сравнивают с Гансом Христианом Андерсеном: «потому что его сказки полны поэзии, добра, смысла, понятного ребенку, и тонкого иносказания, тревожащего зрелый разум», да и живет Клюев в Дании. На спектакль приглашаются романтики, перешагнувшие 9-летний рубеж.