Первую в этом сезоне премьеру руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз поручил молодым.
 
Свой спектакль режиссеры Олег Глушков и Андрей Першин назвали «Холостой Мольер», переделав знаменитую комедию Мольера «Брак поневоле» и насытив ее перекличками с судьбой самого комедиографа. Все роли сыграют и станцуют недавние выпускники актерского факультета РАТИ, целым курсом принятые в труппу. Все, кроме главной – в роли бедняги Сганареля выступит неподражаемый Альберт Филозов. Накануне премьеры Альберт Леонидович побеседовал с корреспондентом «ВД».
 
Откуда такое название – «Холостой Мольер»?
Это вопрос к режиссерам. Думаю, тут есть переклички с биографией самого Мольера. Мы ведь знаем из пьесы Михаила Булгакова, что у него была непростая история с женитьбой – он решил жениться на молодой девушке, но закончилось это печально. После Булгакова играть «Брак поневоле», не учитывая этот сюжет, – неинтересно.
У пьесы Мольера есть подзаголовок – комедия-балет, у нас он другой: «фарс-мажор». У нас есть балетмейстер – Олег Глушков, но то, что мы делаем – все же не балет.
 
Но вы будете танцевать в роли Сганареля?
Да, если это можно назвать танцем. Мне этот спектакль интересен еще и потому, что я всегда до обидного мало играл классики – у нас ведь «Школа современной пьесы». В пьесах Мольера я не играл еще никогда.
 
В «Холостом Мольере» вашими партнерами будут вчерашние выпускники. Как вам с ними?
Я ведь сам преподаю в РАТИ, привык быть с молодыми. С ними интересно – они невероятно быстро обучаются.
 
Вы были членом жюри драматургического конкурса «Действующие лица». Ваши ощущения от новых пьес?
Ощущения хорошие, но я не смог выбрать 10 лучших пьес. У меня получилось 6. Бывают хорошие наблюдения, которые человек не может изложить в драматургической форме. Могу выделить пьесу Решетникова «Бедные люди, блин» – она довольно лихо сделана. Две любопытные пьесы прислали ученики Николая Коляды. Если же обобщать, то пьесы, которые присылают на наш конкурс, лишены того, что ценится в новой драме – ненормативной лексики и шокирующих тем. Участники нашего конкурса все же хотят быть драматургами, а не шокировать своими откровениями.
 
Известно, что Иосиф Райхельгауз сейчас репетирует пьесу Улицкой «Русское варенье» – написана она была специально для вашего театра. Вы там заняты?
Занят, но про свою роль я вам пока не скажу. Мне нравится Улицкая – она действительно литератор. Пишет о разложении общества, что мне не шибко нравится, но делает это мастерски! Сюжет прост – чеховские герои, перемещенные в наши дни. Они напоминают старых советских интеллигентов. Знаете, интеллигенты вообще всегда похожи между собой. А тема «Вишневого сада» – согнать людей с земли, чтобы пустить все под дачи – сейчас снова очень модна. Кстати, в одной из пьес, присланных на конкурс «Действующие лица», сюжет развивается в обратную сторону – потомок Лопахина хочет согнать всех с дач, чтобы заново насадить «Вишневый сад».
 
Альберт Леонидович, а как вы себя сегодня чувствуете? (В конце сентября на артиста напали грабители, несколько дней он провел в больнице. – «ВД».)
Мне не очень хочется об этом говорить. Но вот недавно, первый раз после больницы, я играл «Пришел мужчина к женщине». Вышел – раздались аплодисменты. Мне было приятно. Работаю, выкарабкиваюсь.
 
Алла Шендерова