С XX века тема здорового образа жизни пронизывает все сферы человеческого знания, включая культуру и искусство. Художники писали еду и писали кулинарные книги, следили за своим питанием и устраивали званые обеды. Вместе с нацпроектом «Демография» и Роспотребнадзором мы решили разобраться, почему полезная еда помогает творить? Как менялись представления о правильном питании в искусстве? И каким образом в творческом развитии может помочь формула сбалансированного рациона 1:1:4, которая в последнее время набирает популярность.
Маринетти и Ли Миллер: правильно — значит художественно
Первые изображения еды написаны задолго до того, как появились привычные нам названия блюд — и даже языки, на которых мы придумываем эти названия. Самые ранние натюрморты относят к произведениям этрусского искусства — это 500 – 300 года до нашей эры. Если копнуть еще глубже в историю, мы можем найти и более ранние образцы: например, наскальные сцены охоты, которые, по сути, отражают процесс добывания пищи.
Позже была «Тайная вечеря» Ренессанса, голландские и фламандские натюрморты, «Персики и груши» Сезанна и «Девочка с персиками» Серова — однако в этой плеяде из тысяч картин не хватало важного элемента. До XX века практически никто не делал объектом художественного произведения приготовление еды, не видел в ней идеологической ценности — и, тем более, не затрагивал тему правильного питания. Связано это прежде всего с тем, что культуры здоровой пищи не существовало в принципе: лишь в начале XX века человечество узнало о витаминах и их влиянии на качество жизни.
Тему еды как искусства в начале прошлого века открыл Филиппо Томмазо Маринетти. В 1932 году он опубликовал текст под названием «Поваренная книга футуриста». Футуристы, вдохновленные прогрессом, изображали привычную жизнь, резко поднявшуюся с началом индустриализации — автомобили, самолеты и огромные заводы тогда только стали неотъемлемой ее частью. Идеи общественного устройства и повседневного быта были главной темой футуристов. А что может быть более обыденное и в то же время общественное, чем приготовление пищи и рацион?
В творчестве Маринетти приготовление и потребление еды впервые стало частью идеологии: в книге он описывает элементы, необходимые для идеального обеда. Ужин должен был отличаться оригинальностью, гармонией, скульптурной формой, ароматом и комбинацией блюд. По сути, Маринетти создал свой принцип «правильного» питания, руководствуясь художественным чутьем, а не рекомендациями врачей. Позже его линию продолжил фотограф Ли Миллер. После того, как она в качестве военного корреспондента увидела ужасы войны, Ли погрузилась в депрессию. Чтобы выйти из нее, она решила стать поваром-сюрреалистом и даже выпустила книгу «Ли Миллер: жизнь с едой, друзьями и рецептами».
Совет по здоровому питанию: сделайте еду красивее
У сюрреалистов есть, чему поучиться. Вы можете «раскрасить» еду с помощью фруктов: это не только принесет больше удовольствия от приема пищи, но и добавит пользы. Например, зимой на пике популярности цитрусовые: апельсины, мандарины, грейпфруты, лимоны, помело, лайм. В это время года они свежие и сочные, а витамин С, которым богаты цитрусовые, укрепляет иммунную систему, защищает организм от вирусов и бактерий, ускоряет заживление ран и выполняет много других функций. А еще цитрусовые богаты витаминами группы В, необходимыми для поддержания здоровья нервной системы и головного мозга. В плодах также много пектинов – растворимой клетчатки, полезной для пищеварения.
Советский натюрморт: правильно — значит скромно
1918 год. В России недавно отгремели две революции, в стране голод, раздробленность и гражданская война. Еда в этой ситуации наделена сакральным значением — и Кузьма Петров-Водкин пишет картину «Селедка», которая станет первым и одним из главных отечественных натюрмортов столетия советского режима. Простые, но полезные продукты, написанные в монументальной эстетике — ода скромной пище в условиях дефицита.
Позже советская живопись разделится на две ветви — официальный соцреализм, воспевающий расцвет нового государства, и гораздо менее радужную подпольную живопись. Изображение еды по-прежнему наделено идеологическим смыслом: пока одни художники воспевают изобилие («Советские хлебы» Ильи Машкова), другие отражают красоту и пользу обычных блюд (Владимир Вейсберг, «Апельсины в чёрных бумажках на черном столе»). Таким образом, эстетически «правильными» становятся скромные и доступные блюда.
Совет по здоровому питанию: не переедайте
Несмотря на то, что времена нужды давно миновали, умеренность в питании соблюдать необходимо. Переедание — верный путь к лишнему весу и проблемам со здоровьем. Вот несколько советов о том, как ограничить себя от лишних калорий:
- замените печенья и сладости более здоровыми продуктами (например, не солеными орехами и сухофруктами);
- поставьте тарелку с фруктами на видное место, чтобы при желании перекусить выбрать фрукт, а не печенье;
- не используйте при еде тарелки и стаканы большого размера — это поможет уменьшить съедаемые порции;
- накладывайте еду в тарелки порционно, перед подачей на стол;
- берите с собой фрукты или овощи в качестве перекуса.
Уорхол и Тибо: правильно — значит массово
В конце 1950-х годов начинается эпоха поп-арта, и еда становится социальной метафорой. Уэйн Тибо пишет серию картин, на которых изображены яркие десерты — торты и мороженое. Его натюрморты в ярких пастельных тонах явно отсылают к рекламе или витринам кондитерских. Пища в картинах Тибо становится не элементом домашней жизни, а метафорой американского изобилия.
Энди Уорхол, в отличие от Тибо, вдохновлялся не столько изобилием, сколько массовым производством. Он был первым художником, осмелившимся поставить творчество на конвейер, и даже свою студию в Нью-Йорке назвал «Фабрика». Неслучайно главный воспетый Уорхолом продукт — консервированные супы «Campbell’s», которые наглядно показывают фабричную природу американского рациона. Сам художник злоупотреблял фастфудом и хотел создать свой ресторан: в нем посетители должны были покупать еду в вендинговых автоматах и садиться в специальную кабинку, чтобы есть и смотреть телевизор. Несмотря на то, что еда в представлении художников поп-арта явно лишена заботы о здоровье, их картины точно отражают дух эпохи: именно после бума массового потребления 1960-х годов начнут популяризироваться исследования, связанные с влиянием правильного питания на снижения риска хронических заболеваний.
Совет по здоровому питанию: откажитесь от фастфуда
Наверняка вы слышали, что в фастфуде много трансжиров. В природе они встречаются в мясе и молочных продуктах, полученных от жвачных животных (коровы, овцы, козы). В этих продуктах трансжиры образуются естественным путем, а их умеренное потребление не вредит здоровью. Однако в фастфуде чаще используются промышленные, или искусственные трансжиры — они меньше стоят и дольше хранятся. Такие трансжиры опасны для здоровья — они даже увеличивают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Кроме того, в фастфуде содержится множество быстрых углеводов и соли — а вот клетчатка практически отсутствует. Это приводит к тому, что уровень сахара в крови резко поднимается — а такие скачки со временем могут привести к инсулинорезистентности и диабету 2-го типа. Несмотря на то, что массовая еда повлияла на мировое искусство, пользы от ее употребления нет никакой.
Пикассо и Джорджия О’Киф: правильно — значит полезно
Мы подобрались к тому времени, когда человечество узнало о правильном питании и его влиянии на повышение качества жизни. Среди художников были и те, кто в частной жизни заботился о своем рационе.
Для Пабло Пикассо еда всегда занимала важное место: даже его первая выставка состоялась в ресторане Quatre Gats. После войны художник открыл для себя керамику и сам создавал посуду. В возрасте 50 лет Пикассо обеспокоился своим рационом и перешел на средиземноморскую диету, которая состояла в основном из рыбы, овощей и фруктов. Даже в этом художник опередил время: несколько десятилетий спустя та же диета станет основой для рекомендаций по питанию Гарвардской школы здравоохранения.
Главным примером здорового питания в мире искусства считается Джорджия О’Киф. Помимо достижений в живописи, она преуспела в кулинарном мастерстве: ее трапезу хвалили друзья и возлюбленные, а ее муж Альфред Штиглиц предлагал Джорджии открыть ресторан. В последние годы жизни она стала пионером движения за экологически чистую местную еду. О'Киф перешла на здоровое питание, основанное на овощах, которые она с любовью выращивала в своем саду Абикиу, цельнозерновых, грецких орехах, финиках и домашнем йогурте. В ее рацион входили также овощные соки: излюбленным рецептом было смузи из сельдерея, моркови, петрушки и репы. Джорджия часто угощала ими своего садовника, объясняя: «ты будешь жить тем дольше, чем будешь здоровее».
Сама художница дожила до 98 лет. Она была уверена, что здоровое питание может вдохновлять на творчество и продуктивность. По словам Робин Ли, «О’Киф действительно считала, что если вы съели что-нибудь вкусное на завтрак, это может помочь вашей творческой работе, вашему самовыражению».
О’Киф была права: позже неоспоримую пользу здорового питания для продуктивности и творчества подтвердили врачи. Сегодня мы знаем о правильной диете гораздо больше, и гадать, какой завтрак поможет вам быть продуктивнее, нет необходимости. Нутрициологи уже вывели простую формулу, которая позволит сделать любой прием пищи полезным и эффективным.
Совет по здоровому питанию: следуйте формуле 1:1:4 и будьте на пике творческой активности
Как справедливо считала Джорджия О’Киф, наш рацион напрямую отражается на активности и творческих способностях. Наверное, каждый слышал, что сладкое содержит глюкозу, которая нужна для мозга. Это так, только помимо нее многие сладости содержат и простые углеводы, которые откладываются в виде лишнего жира. Для того, чтобы качественно восполнить глюкозу, лучше питаться натуральными сладостями — например, фруктами или хорошей пастилой.
Но больше, чем глюкоза, на нашу продуктивность влияют основные питательные компоненты. Те, кто пытался сесть за работу или учебу сразу после плотного ужина, понимают: тяжелая или неправильная еда вызывают сонливость и мешают свободному мышлению. Как же рассчитать прием пищи так, чтобы оставаться максимально продуктивным?
На помощь приходит формула 1:1:4. Она гласит, что на 1 белок и 1 жирок должно приходиться 4 углевода — тогда избыток питательных веществ не осядет в виде лишних килограммов, а разум останется острым и незатуманенным.
В соответствии с рекомендациями в сбалансированном рационе на каждую 1000 ккал должно приходиться 150 ккал – за счет белка, 300 ккал – за счет жира и 550 ккал – за счет углеводов. Вклад в суточную калорийность обеспечат:
– 150 ккал: 4 ккал = 37,5 г белка;
– 300 ккал: 9 ккал = 33,3 г жира;
– 550 ккал: 4 ккал = 137,5 г углеводов.
Таким образом соотношение белков, жиров и углеводов в граммах составляет 37,5 : 33,3 : 137,5, и при приведении к единице может быть выражено в виде 1:1:4.
Если перевести это на язык еды, мы получим несколько простых правил. Для начала, в каждый прием пищи в нашей тарелке должно быть белковое блюдо — мясо, рыба, омлет, творог или каша. Это необходимо, чтобы восполнить суточную норму белка, равную 70–80 граммам.
Главное в правильном питании — не доверять мифам, а проверять факты. Чтобы разобраться в тонкостях здорового питания и выстроить правильный, сбалансированный рацион выбирайте только достоверные источники информации. На портале здоровое-питание.рф собраны рекомендации от экспертов Роспотребнадзора, РАН и научно-исследовательских институтов. Это настоящий путеводитель по вкусной и полезной еде. Важные советы от ученых и медиков, необычные рецепты от известных шеф-поваров, полезные рекомендации по выбору продуктов и составлению оптимального рациона из не самых дорогих ингредиентов — все это есть на портале. А в разделе «Здоровые рецепты» можно подобрать блюда по составу, калорийности и времени приготовления. Питайтесь правильно вместе с национальным проектом «Демография».
В следующем материале мы коснемся наболевшей темы: поговорим о том, какие предрассудки и заблуждения о здоровом питании являются самыми популярными и почему их можно смело отбросить.