Подводя итоги уходящего года, мы попросили ведущих московских рестораторов ответить на два вопроса: какие тенденции определяли ресторанную жизнь столицы в 2006-м, и какой из новых проектов показался самым интересным.

Андрей Деллос
Глава Ресторанного дома Андрея Деллоса
(Le Duc, «Бочка», «Шинок», кафе «Пушкинъ», «ЦДЛ», «Турандот», сеть кафе «Му-Му»)
1.
Этот год прошел под знаком «модной кухни» - некой эстетской мешанины из итальянских, французских, азиатских блюд. В этой еде бывает сложно определить ингредиенты, зато она эффектно украшена, по западной моде - пенами, «волосками» зелени. И непременно маленькая порция на большой тарелке – после всего этого нормальный человек думает, куда бы теперь съездить поесть. Рестораны стали больше тусовочными местами, чем гастрономическими. На Западе, кстати, эта мода уже проходит, а мы чуть подзадержались. Впрочем, любой поиск приветствуется. Думаю, мы сможем извлечь из этого хоть какую-то пользу и сделать маленький шажок вперед.
2. Весь 2006 год был отдан ресторану «Турандот». На то, чтобы ходить по другим ресторанам, просто не хватило времени. В 2007-м буду наверстывать упущенное. Начну с ресторанов Аркадия Новикова, мне нравится то, что он делает, он профи и авантюрист.

Аркадий Новиков
Глава Группы компаний Аркадия Новикова
(«Царская охота», «Сирена», «Узбекистан», «Весна», «Веранда у дачи», «Маркет», Vogue-cafе, «Галерея», Cantinetta Antinori, «Бисквит», China Club и т.д.)
1.
Уходящий год был богат на большие, порой даже грандиозные проекты. Задумывались и открывались масштабные рестораны. Хотя, на мой взгляд, будущее за ресторанами маленькими, семейными. Такими, например, как «Простые вещи» Кати Дроздовой – уютный и своевременный проект, таких мало. Новой кулинарной моды я в этом году не заметил.
2. Ресторан года безусловно «Турандот». Его не зря так долго ждали. Лично мне это место очень понравилось, как и другой проект Андрея Деллоса - кафе «Пушкинъ».

Кирилл Подлужный
Директор холдинга Dolce Vita Group
(«Место встречи», «Японский городовой», «Шелк», «Кетама», «Мулат Томас»)
1.
Этот год запомнился активным развитием сетевых проектов – открыли серьезное количество новых точек владельцы «Кофе Хауса» и «Шоколадницы», заметно разрослась сеть «Му-Му». Демократичные кафе и кофейни на сегодняшний день самый привлекательный сегмент рынка для инвесторов, так что эта тенденция наверняка сохранится и в следующем году. А вот с кулинарной точки зрения, на мой взгляд, ничего нового год не принес, новой кулинарной моды я не заметил.
2. Из ресторанов 2006 года запомнился «Турандот». Это в прямом смысле слова выстраданный проект, количество потраченных сил и денег не может не впечатлять. Конечно, я восхищен трудолюбием Андрея Деллоса.

Александр Орлов
Президент холдинга LiteLife
(«Желтое море», Flamant, Da Giacomo, «Тануки», «Ерш»)
1.
Самым значительным явлением 2006 года мне показалось развитие сетевых проектов. Их до сих пор недостаточно, поэтому в 2007 году эта тенденция сохранится. Впрочем, дорогие рестораны тоже успешно открывались, и это говорит о том, что московский рынок еще не насыщен. Сложно сказать, что в моде была та или иная концепция. Разве что мясные рестораны, стейк-хаусы, стали заметно популярней, чем раньше.
2. «Турандот». Не могу сказать, что какой-то еще ресторан, кроме «Турандот», произвел на меня впечатление.

 

Михаил Зельман
Генеральный управляющий компании «Арпиком»
(Goodman, «Колбасофф», «Ле Гато», «Мамина паста», «Филимонова и Янкель»)
1.
Прежде всего, увеличился спрос на ресторанные услуги. Гости готовы оставлять часть своего бюджета в ресторанах. А поскольку спрос рождает предложение, то и рестораны делают свои услуги более разнообразными. Например, в этом году стало больше бранчей, потому что люди стали все чаще ходить в рестораны семьями. Если раньше за столиками сидели в основном пары, то теперь приходят с детьми. Во многих наших ресторанах пришлось завести детское меню.
2. Вряд ли я буду оригинален – «Турандот». Очень красивый и амбициозный проект.