Павел Отдельнов
Современный художник, развивающий традиции неоэкспрессионизма и русской живописной школы.
Павел Отдельнов родился в 1979 году в химическом городе Дзержинске, там прошли его детские годы. С самого детства считал себя художником, несмотря на то, что других художников в семье не было. Учился сначала в ИЗОстудии, потом в художественной школе, где неожиданно попал под влияние Рериха и защитил диплом картиной на тему «Покаяние». В 1994 году поступил в Нижегородское художественное училище. Здесь особое значение придавалось работе с натуры. В училище не было общежития и Павлу приходилось каждый день ездить в Нижний Новгород на электричке. Час туда и час обратно. Это время всегда было заполнено рисованием. Павел также писал много этюдов.
Ежедневные поездки на электричке не могли не отразиться в творчестве.Тема дороги ― пожалуй, главная в работах Павла. Первая большая персональная выставка, проходившая в Нижегородском государственном выставочном комплексе в 2006 году, так и называлась ― «Дорога к дому». В 1999 году Павел защитил диплом в художественном училище картиной «Груз 200». Это работа тоже связана с темой дороги. В одной из своих поездок на этюды Павел познакомился с человеком, который отслужил в Афганистане. Он рассказал о том, как вернулся на родную железнодорожную станцию и ещё долго сидел у вагонов, не в силах пойти домой. У него было чувство, что он чужой здесь, что он навсегда умер для мирной жизни. Павел решил сделать собирательный образ человека, прошедшего войну. Через дзержинский военкомат он разыскал в своём городе тех, кто вернулся из Чечни и писал их портреты. На защите диплома в училище были преподаватели из Суриковского института. Они посоветовали Павлу пойти в мастерскую П.Ф. Никонова (бывшую Н.И. Андронова). В мастерской особое внимание уделялось композиции и устройству картинной плоскости. Но главной школой было общение с самим Никоновым, который очень много работал и жил пластическими проблемами, о которых говорил с учениками.
В творчестве Павла институтского времени особенно важна проблема фона и атмосферы. Это связано с увлечением живописью художников 20-30х годов ― А. Древина, М. Соколова, А. Лабаса. Результатом этих увлечений, а также путешествий на Русский север и в Среднюю Азию стал Евангельский цикл, которым Павел защитил диплом в Суриковском институте в 2005 году. Очень важной оказалась поездка Павла вместе с его другом Егором Плотниковым на металлургические комбинаты Западной Сибири в 2007 году. Это был своеобразный творческий эксперимент, целью которого стало переосмысление привычного для советского художника ландшафта. Изменился и взгляд художника, и сам ландшафт. В итоге возникла серия работ, где над индустриальным пространством господствует природная стихия ― воздух, свет, время.
В последнее время Павла всё больше интересуют проблемы пластического переосмысления урбанистического пространства средствами живописи. Основной темой становится временная протяжённость и погружение внутрь переживаемой автором атмосферы. Серия работ Земля.Небо посвящена теме классического русского пейзажа настроения. Это продолжение линии саврасовского пейзажа, попытка привести его к минималистичной форме, написать не просто пейзаж, а самую его сущность. Мысль сделать такую серию появилась, когда Павел долго смотрел на среднерусский ландшафт через запотевшее стекло автобуса.
Серия абстрактных пейзажей Colour Fields ― это земля, показанная сверху, геометрическая абстракция, бесконечно меняющаяся поверхность. Земля, лишённая своей глубины, увиденная на мониторе компьютера с помощью Google. Урбанистические пейзажи и работа «Пустыня» ― это эксперимент, целью которого было увидеть пространство своей среды обитания. Можно куда-то ехать в поисках натуры, но можно пройтись вокруг своего дома, пройтись вдоль МКАДа. Взобраться на гору ― полигон бытовых отходов («Пустыня»), чтобы почувствовать бренность бытия. Гигантские работы из серии «В движении» ― попытка погрузить зрителя в исследуемое художником пространство. Здесь, в привычном подмосковном пейзаже сами собой возникают образы другого мира. Воображаемое стремится стать реальным, но так и остаётся зыбким, повисшем в пустоте.Работы Highway и Highway-2 ― образы современного пейзажа, где пространство строится уходящими в глубину дорогами и пересекающими их эстакадами. Это пейзаж, лишённый времени. Когда-то вся величественная архитектура превращается в античные руины. И теми же глазами, какими мы сейчас смотрим на Парфенон, наши потомки будут смотреть на современные системы транспортных развязок.