В Кремле открылась выставка парижского модельера начала ХХ века «Пуаре — король моды»: волшебства не получилось.

Этот год балует москвичей гастролями выставок о моде. Только что в Пушкинском музее с аншлагом прошел показ истории дома Диор: зрителям та экспозиция напомнила пещеру Аладдина и модный магазин-варьете Воланда одновременно. Новая выставка, открывшаяся в музеях Кремля, посвящена Полю Пуаре, кутюрье конца XIX-начала ХХ века, который одевал Сару Бернар, Мату Хари и императрицу Александру Федоровну, а также был профи, победить которого в начале своей карьеры Шанель мечтала. Это мероприятие обещало быть не менее блестящим и увлекательным, чем «Диор». Однако в итоге мы получили не красочное шоу, любопытное для любого, а достаточно лаконичный показ, который понравится лишь немногим специалистам и фанатам истории моды.

Музеи Кремля не виноваты. В 2007 году выставка под аналогичным названием «Poiret: King of Fashion» прошла в Музее Метрополитен (который и владеет основной частью гардероба жены и музы великого кутюрье). Тогда зрителя поражало буйство красок и изящество: расшитые бисером нежные туники эпохи ар-деко, тюрбаны с блестками и перьями — непременный атрибут звезд немого кино, яркие сочные декорации — увеличенные картинки из модных журналов. Очевидно, именно этот проект планировалось показать в России, но увы — скандал с библиотекой Шнеерсона заморозил все русско-американские музейные обмены. (Напомним, что из-за решения американского суда обязать Россию вернуть хасидскую библиотеку в США, мы теперь боимся отправлять наши экспонаты в Штаты, поскольку их могут там арестовать. Американские музеи ответили симметричной мерой и тоже не шлют нам свои сокровища). Выставка Диора недополучила всего лишь несколько картин, выставка Пуаре — весь шик и блеск. Не приехал основной массив платьев — именно для жены Дениз модельер создавал свои лучшие работы; не приехали изысканные декорации, которые так помогали представить сказочный мир аристократии и богемы перед Первой мировой войной.


Московский зритель в итоге получил лишь то, что прислали не обремененные судебными решениями музеи Британии и Франции, а также Эрмитаж. Получилось бедненько. Экспозиция размещена в 2 основных выставочных помещениях Кремля, разделенных Ивановской площадью — в одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице. Эти толстостенные здания с низкими сводчатыми потолками еще вполне годятся для показа драгоценностей (в этом году там прошли «Фаберже» и «Сокровища Медичи»). Но строгие и простые платья Пуаре на фоне беленых древнерусских стен  теряют всю свою элегантность, а изысканные наголовные повязки вдруг упрощаются до платка бабы с рынка. Жалобы дирекции ММК на вечную тесноту и их мечта построить депозитарий и выставочный зал на Боровицкой площади за пределами кремлевских стен, действительно актуальны.

Экспозиция, тем не менее, может порадовать любителей изящного, несмотря на то, что платьев тут наберется едва ли с десяток (причем самые роскошные — не из-за границы, а из Эрмитажа), пар туфель — всего три, а флакончиков духов — меньше дюжины. Нужно лишь понять, что они тут — не главное. Обратите внимание на развешенные по стенам картинки из модных журналов и эскизы моделей Пуаре — их изящество завораживает. Здесь же — старомодно элегантные черно-белые фотографии кутюрье и его манекенщиц. Выставка, по сути, получилась не о моде от-кутюр, а о славном времени ар-деко и живших тогда изнеженных людях.

Кстати, 8 сентября на книжной ярмарке на ВВЦ историк моды Александр Васильев представит свое новое издание «Воспоминания Поля Пуаре», в котором знаменитый кутюрье рассказывает о своей жизни и о том, как он реформировал моду, сняв с женщин корсет.

См. фотографии с открытия выставки

Текст и фото: Софья Пономарева