В Москве – бум натурщиц. Женщины первыми уловили тенденцию: беда, несчастные художники вынуждены писать кого придется. Из-за этого на плохих полотнах страдальческие лица. Мы следим, как вполне социализированные дамы бросают к чертям карьеру, ставят крест на научной и не очень работе, на убогом sexual harassment и занимают места на возвышении. Это новый, несколько парадоксальный вид психотерапии. Нагнитесь. А теперь выпрямитесь. Прогните позвоночник вбок. Вернитесь в исходное положение. Поверните торс вокруг оси в левую или правую сторону. Вы сделали три совершенно разных движения по отдельности. А теперь сделайте их одновременно, предварительно сев на стул, и замрите. Сейчас я буду вас рисовать.

Смерть дурацким комплексам! Всем сбросить телесный панцирь! Импульсивное и даже вполне понятное движение души женщины от призрачного луча карьеры врача к конкретному лучу сапфира портретиста захлестнула многих. Агентство натурщиц и натурщиков Монмартр.ru захлебывается от предложений – от 10 до 60 лет, от нимфеток с обгрызенным розовым ногтем до дискоболок, с которыми опальным олигархам не страшно на лесоповал. Первой про психотерапию в связи с интересным времяпрепровождением все поняла очаровательная Алла Смолякова. Она натурщица Академии живописи, где президентствует Илья Глазунов. И, кроме того, преподаватель данс-тренинга в центре практической психологии "Точка зрения" на Мясницкой.

– Работая натурщицей, я познаю свое "я", – ни свет ни заря беседуем в зале академии, готовимся к костюмированной постановке у студентов четвертого курса; потом еще обнаженная натура до двух. Художники в предэкзаменационном раже быстро ставят модель – на этот раз лихо придуманный библейский сюжет.

– Сначала я не могла решить для cебя, неприлично это или все-таки прекрасно? Когда впервые оказалась здесь, меня спросили, смогу ли позировать обнаженной. Я согласилась. В первый же день отвели к портретистам. Ну что, разделась, села. И ощутила на себе взгляды – но смотрели не как на пляже. Оценивали пропорции тела, цвет волос, глаз, кожи. Я со всех сторон слышала слово "красиво", это было потрясающее ощущение, и я поняла, что нравлюсь. И до сих пор слушаю, что говорят художники за спиной.

Во время сеанса художник и модель беседуют. Начался перерыв. С серьезным лицом Алла продолжает доказывать студенту что-то дико умное. О наготе все забыли – разговор важнее: "Понимаешь, это уже какие-то "сделанные" сновидения, когда вербальные псевдогаллюцинации включаются в группу идеомоторных автоматизмов". Студент кивает – он понимает. Для него обнаженная Алла – муза навеки. Путь умной Смоляковой к музе проходил по аптечным склянкам – она заканчивала фармакологический факультет. Потом ей до помутнения рассудка осточертел кабинет УЗИ. Занялась клинической психотерапией в Институте психологии РАН, где изучала феномен звучания собственных мыслей и чужих голосов. "Голоса за ушами говорят на местные темы, а в голове – на государственные". Вот что Алла говорит на местные темы:

– Я бы всем своим клиентам рекомендовала позировать в обнаженном виде недельки две-три. И художники больше любят работать с непрофессиональными моделями. Это занятие – хорошая психотерапия. Мужественная женщина, позируя, скрещивает в уме теорию "телесного панциря", или мышечных блоков, австрийского психолога Вильгельма Райха с пластикой танца. .

Натурщик-мужчина Виктор Ёлкин, думать не может ни о чем:

– Да типа ты позируешь, мозги свободны, масса времени для самокопания или медитации. Знаешь, чушь это! Не сможете вы умножить двухзначное число на однозначное, пока позируете. Если вы действительно позируете, а не просто там сидите или стоите! Я, случалось, забывал собственное имя. Когда делаешь эту работу на все сто, балансируешь на грани между бытием и небытием.

Ёлкина чаще ставят в позу дискобола и косаря. А ему больше по душе "лесоруб в работе", поэтому Ёлкин злой. Он говорит, что и женщинам приходится страдать – их никогда не поставят просто на две ноги, а обязательно завернут в сосиску. Ёлкин повторяет слова австрийского ученого конца XIX века Отто Вейнингера. В исследовании "Пол и характер" тот пишет: "Голая живая женщина производит впечатление, не вяжущееся с идеей красоты: она кажется чем-то незаконченным, она как будто стремится к чему-то вне себя. Внутренняя бесцельность сильнее всего проступает в прямо стоящей женщине".
Так что все – в позу!