Выставка «Колосс графический» в Третьяковке: 50 крупноформатных рисунков великих русских художников и 100 удивительных историй. Называть графику камерным жанром можно только от недостатка эрудиции. Впрочем, это весьма простительный недостаток. Обращение художника к монументальным графическим опытам – всегда особая ситуация, выходящая за рамки привычной изобразительной практики. Например, передвижники, стремившиеся распространять искусство всеми доступными способами, изобрели новый тип произведений – варианты живописных полотен, исполненные в графических техниках. Эти картины, предназначенные для украшения присутственных мест, школ и квартир разночинцев, подчас становились предметом конфликта между богатейшими ценителями прекрасного. Так, пока Павел Михайлович Третьяков размышлял, нужна ли в его галерее графическая версия полотна Василия Поленова «Христос и грешница», ее приобрел лично Александр III для украшения Зимнего дворца.

Судьба русской станковой графики полна неожиданных поворотов. В 1865 году Иван Шишкин, оказавшись в Европе, имел неосторожность сделать несколько крупных рисунков, от которых публика пришла в совершенно неожиданный для художника восторг. «Не вы ли тот русский Шишкин, который великолепно рисует?» – спрашивали у мастера буквально на каждом углу. В Германии Иван Иванович скромничал и краснел, но, вернувшись в Россию, начал активно выставлять свои рисунки. Бывало и наоборот: в экспозицию включен графический эскиз к картине «Медный змий» Федора Бруни, по единодушному мнению экспертов, лишенный большинства недостатков живописного полотна.

Еще один пример – история жизни Александра Иванова. Мастер, всю жизнь мечтавший создать шедевр живописного искусства, сделал сотни гениальных подготовительных рисунков, более правдивых и сильных, чем полотно, получившееся в результате. Кстати, на выставке можно увидеть одну из самых блестящих работ Иванова – его ученический рисунок «Лаокоон», удостоенный золотой медали Петербургской Академии художеств.