Башня по Фрейду – исключительно фаллический символ. Не в пример психоаналитикам искусствоведы отличаются куда более развитым воображением. Несмотря на то что современные исследователи относят начало возведения Вавилонской башни ко второму тысячелетию до нашей эры, художники обратились к этой теме сравнительно недавно – лет 500 назад. Более того, кроме Питера Брейгеля-старшего, оставившего потомкам три полотна, посвященных эпохальному строительству, собственно Вавилонскую башню никто особо не писал.

Однако при детальном рассмотрении в истории мирового искусства есть немало произведений, посвященных возведению лестницы в небо, а заявленная тема путешествия с земли на небеса позволяет некоторые вольности в подборе изобразительного материала. Так, достаточно развитое воображение позволяет привести к одному знаменателю изображение лестницы на русских иконах и Эйфелеву башню, а про очевидные параллели между библейским долгостроем и Дворцом Советов по проекту Иофана и говорить нечего. Впрочем, чем богаче выбор наглядных пособий, тем значительнее представляется роль высотного строительства в художественном творчестве.

Допустим, на миниатюрах в алхимических трактатах башня символизирует упорство исследователя и готовность к духовному росту. Подобная конструкция на карте Таро обозначает катастрофу, крушение всех планов и прочие ужасы. В зависимости от второстепенных деталей многоярусное сооружение может оказаться символом победы, поражения, надежды на светлое будущее и крушения всех планов. Впрочем, и старина Фрейд не сильно заблуждался, о чем также можно узнать из каталога выставки.