Звезды мировой фотографии снова в Москве. «Фотобиеннале-2004» – эти кадры решают все. Наконец-то история все рассудила: отныне и навеки главным событием столичной выставочной весны является фотобиеннале. Не выдержав конкуренции в лице мастеров светописи, апологеты российского актуального искусства перенесли сроки открытия «Арт-Москвы». И, заметьте, это произошло задолго до того, как трагическая гибель Манежа спутала все карты столичных экспозиционеров. Кстати, пожар окончательно расставил все на свои места: пока Вешняков подсчитывал последние голоса избирателей, директора московских музеев и галерей вносили изменения в планы проведения выставок. Задачка, скажем прямо, не из легких: на протяжении нескольких лет ЦВЗ был основной площадкой фотобиеннале, и то, что «погорельцев» обустроили за считанные часы, еще раз говорит о безусловной важности этого мероприятия.

«Фотобиеннале-2004» – десятый международный фестиваль, организованный музеем «Московский дом фотографии», – торжественно откроется 19 апреля. За два месяца в лучших выставочных залах Москвы состоится больше 100 экспозиций российских и зарубежных фотографов. В программе фестиваля выставки звезд мировой фотографии Уильяма Кляйна, Орлан, Хорста Хаманна, Лорен Гринфилд, Ральфа Гибсона, Клаудио Абате из собраний крупнейших музеев Парижа, Нью-Йорка, Милана, Рима, Амстердама, Лондона, Стокгольма, Хельсинки и других мировых центров фотографии. Наряду с проектами, реализованными на основе государственных архивов и фондов, исторических и художественных музеев, будут показаны уникальные снимки из частных коллекций.

Темы «Фотобиеннале-2004» просты, что положительно характеризует художественный вкус организаторов. Сюжетов всего три, зато какие! «Город», «Идентификация» и «Новые технологии». С новыми технологиями все понятно – пленка до сих пор остается королевой фотографии, три четверти фестивальных снимков сделаны традиционным способом. Мегаполисов, достойных внимания, тоже немного: Рим, Нью-Йорк и Париж. Зато идентификация оказалась весьма удачной находкой. Судите сами: перестройка всего европейского континента свидетельствует о головокружительном ускорении истории. Глобализация, завладев коллективным сознанием, заставляет миллионы индивидуумов публично протестовать. Общество боится унифицирующей все и вся модели; люди опасаются потерять свои индивидуальные особенности и различия – свою идентичность.

Находясь в море сомнений, человек должен собирать доказательства, чтобы определить себя через собственное изображение. Работы Альфонса Бертийона об опознании преступников подчеркивают, что фотография является обязательным элементом для описания души и тела каждого отдельного человека, а значит, и средством для определения его личности и идентичности. Роман Опалка далек от оптимизма: он день за днем создает автопортреты, чтобы записать неизбежные повреждения, нанесенные временем. И так до фатального исчезновения. Цитаты и заимствования служат пружиной для работ Оливье Ребюфа, который предстает как влюбленный, «сохнущий» по Барби. Задаваясь вопросом о последствиях хирургии и гормонального лечения, Марилен Негро составляет целое общество индивидуумов, где ОНА и ОН трансформированы в бесполые существа среднего рода, Нанси Брюсон, «придумывая» новую идентичность детям, опирается в своем творчестве все на те же новые технологии.