Только что в Третьяковке отгремела выставка, посвященная Георгию Костаки, этническому греку, который собрал одну из лучших в мире коллекций русского авангарда. Теперь тот же авангард, но с другой стороны — с еврейской. Великие картины, созданные в ХХ веке великими людьми, не скрывавшими свое еврейское происхождение: Шагал, Лисицкий, Альтман, Тышлер… Впрочем, самое главное здесь — не то, что будут представлены классики, а то, что многие вещи приедут из-за рубежа (что в условиях санкций и всякого рода финансовых рисков в других музеях почти невозможно).

Готовящий этот проект Иосиф Бакштейн не стал мудрствовать лукаво, в просто разложил весь авангардный век на три составные части. Или, как говорит сам куратор, на три волны.

Сначала идет самый главный, революционный, авангард с уже перечисленными мастерами, к которым непременно прибавятся Роберт Фальк и Соломон Никритин. Здесь отдельная тема — витебская школа и ее значение для всей российской культуры (как ни парадоксально, о ней у нас стоящих выставок не было). Затем — второй раздел, более спорный по названию «Второй авангард». Очень многие полагают, что искусство 1950–70-х годов — никакой не авангард, а обычный модернизм. Не будем, однако, придираться к терминам: посмотреть на незамыленные работы Рабина, Яковлева, Янкилевского, Штейнберга дорогого стоит. И, наконец, третий этап — московский концептуализм с безусловным лидером и одним из самых знаменитых нынешних художников Ильей Кабаковым.

Всего полтораста произведений из различных коллекций. Зрелище, как понимаете, готовится грандиозное, статусное и дорогое. Наш центр на улице Образцова вплотную приблизился к своему американскому собрату — именно авангардными выставками знаменит Еврейский музей Нью-Йорка.