На фестивале «Мода и стиль в фотографии» показали винтажные фотооткрытки начала ХХ века с фантазийными образами и сумасшедшими сюжетами.

Остроумная и бесхитростная выставка, однако сколько позитива! Здесь немедленно хочется поставить смайлик, так как нынешние сетевые радости — прямые наследники того, что показывается на стенах ММАМа. Финский Музей фотографии привез в Москву антикварные открытки начала ХХ века.

Как следует из истории открытки, впервые она появилась в 1890-х годах, года какой-то прозорливый фотограф додумался использовать лицевую сторону почтовой карточки исключительно для изображения. И тут вдруг обнаружилось, что люди стали покупать и рассылать открытки уже не столько ради текста, сколько ради самого изображения. Поначалу сюжеты были тривиальные: милые детишки, котики, девушки, цветы… Короче, все то, что нынче безудержно наполняет все социальные сети. Но затем за дело взялись анонимные фотохудожники. И они уже не упустили свой шанс порезвиться на человеческих слабостях ко всему странному и необычному.

Первые фотографические открытки печатались, как и снимки, — поштучно, без типографского станка. Поэтому и относились к ним как к рукотворным картинкам. Это привело к тому, что «открыточники» начали использовать весь арсенал монтажа, создавая эффектные визуальные метафоры: дети в прямом смысле слова «вылупляются» из капусты, влюбленный реально летит на крыльях к своей пассии, девушка гарцует на единороге, счастливое семейство кентавров любуется на античный пейзаж.

После Первой мировой войны интерес к фотографическим открыткам резко пошел на спад. Появился телеграф, письма стали запечатывать в конверты. Какое-то время открытки использовали для своих фрейдистских игр сюрреалисты. Но это был уже излет жанра. Как оказалось, неизвестные фотографы, работавшие для киосков на рубеже XIX–XX веков, были намного смелее Дали и Магритта.