В Музеях Кремля открылась выставка «Карта России — вехи истории», на которой показано, как возрастала российская империя, а по ходу этого расширения государи обогащались титулами и ценными призами

Сам факт этой выставки вызывает оторопь. И впрямь что-то случилось на Боровицком холме. Во-первых, за последний десяток лет в Музеях Кремля никогда еще так оперативно и так откровенно не реагировали на политическую ситуацию. Во-вторых, набор главных экспонатов никогда еще не был таким странным. Но в этом-то и интрига — выставку точно стоит посмотреть и оценить по-своему.

«Прямой связи с тем, что сегодня происходит вокруг Крыма, у этой выставки нет, — утверждает ее куратор Сергей Орленко, — однако атмосфера способствовала ее созданию».

Музеи Кремля до последнего времени были совсем не то, что сам Кремль. Все выставки там были прозападными, создававшиеся в содружестве с лучшими европейскими музеями. Главной специализацией считалось ювелирное искусство (Фаберже, Лалик, Картье), эпоха Возрождения (беспрецедентная выставка об английских Тюдорах) или царские реликвии («Коронации в Кремле», «Иван III»). Даже сама фигура директора Музеев Кремля — Елены Гагариной, дочери первого космонавта — противостояла окружающему официозу и консерватизму. Она — специалист в английской графике, человек открытый, остроумный и вполне светский.

Однако же в декабре мы получаем имперскую выставку с выспренней риторикой и государственным пафосом. Стоит просто процитировать кремлевский анонс: «Выставка в Успенской звоннице Московского Кремля посвящена феномену России как самого обширного государства, статус которого она удерживает с конца XVII столетия».

Главным экспонатом, который демонстрирует и обосновывает заявленный статус, выступает карта Российской империи, которую в 1872 году вышили для Александра II воспитанницы Училища Святой Екатерины. Через пять лет после продажи Аляски и Алеутских островов милые девушки своими нежными руками на шести квадратных метрах шерсти цветными нитями обозначили территорию и области в 23 700 000 кв. км. С музейной точки зрения, вещь это, несомненно, занятная, но представлять ее в качестве шедевра, камертона всего проекта, по меньшей мере, несолидно. «Это не шедевр, — говорят устроители, — но однозначно продукт своего времени, а нам нужен был какой-то монументальный акцент».

Расширение Российской империи подкреплено еще двумя группами красноречивых свидетельств: памятными реликвиями, с одной стороны, с другой — титулами, которыми награждались цари-завоеватели. Самые показательные реликвии принадлежат, само собой, Ивану Грозному. Это «Казанская шапка», созданная сразу после взятия ханства и явно соперничающая с Шапкой Мономаха, и блюдо, сделанное для свадебной церемонии с дочерью кабардинского князя Марией Темрюковной. Вслед за Грозным уже Романовы приобрели «Шапку калмыцкую» (взятие юго-западной Сибири), «Шапку ерихонскую», в которой Алексей Михайлович отвоевывал земли у поляков, и многочисленные турецкие булавы после двух кампаний по присоединению Крыма. Что касается титулов, на выставке их перечисление начинается с памятной плиты из кремлевской башни, которая обозначает 9 земель, принадлежавших Ивану III на 1491 год. А уже через сто двадцать лет на золотой цепи Михаила Романова названо 30 земель (при том, что часть из них реально Москве не принадлежала).

Россия, словно локомотив, несется к поглощению новых просторов. С Ивана Калиты до Александра III прирост земель подан как постоянный и положительный процесс. От такого разгона у каждого человека начинается головокружение и возникает нехорошее чувство — более четырех сотен лет эта страна жила по средневековым стандартам, завоевывая и поглощая все, что плохо лежит. Куда несешься ты, Русь? Нет ответа.