Сергей Соловьев
19 декабря 2014

Квартет Мадонн

В Пушкинский музей на короткое время привезли живописные раритеты из Северной Италии.

Ради того чтобы привезти в Москву четырех Мадонн, переговоры велись четыре года. Изначально, правда, очень хотели доставить из Урбино «Бичевание Христа» Пьеро делла Франческа, а уже к нему «подверстать» образы современников. Однако хранители дворца герцога Монефельтро смогли расщедриться только на «Мадонну Сенигалья»: для них лишиться «Бичевания» — это как для Лувра отдать на гастроли «Джоконду». Так или иначе, даже приезд Богоматери мастера Пьеро дорогого стоит.
Пьеро делла Франческа был открыт только в ХХ веке и сразу превратился в любимого художника эстетов и интеллектуалов. Он олицетворяет авангард XV века: писал математические трактаты, экспериментировал с колоритом, глубоко изучал историю и философию. Каждая его картина наполнена до сих пор неразгаданными знаками и символами. «Мадонна Сенигалья», например, выглядит странно архаично (считается, что Пьеро подражал чудотворным византийским иконам), одеяние у Христа — античный хитон, на нем — коралловые четки, узорная ткань лежит в плетеной вазе… Есть предположение, что художник каким-то образом перекладывал не только христианскую, но и арабскую мистику. К слову, очень многие, глядя на экзотические лица ангелов, называют Мадонну «сенегальской» — на самом деле к государству на Западе Африки она отношения не имеет, а происходит из небольшого приморского городишки Сенигалья, который герцог Урбинский подарил на свадьбу своей дочери. Образ Пьеро — тоже свадебный подарок.

«Мадонна Сенигалья» предстанет в ГМИИ с сопровождении трех других образов Богоматери эпохи Кватроченто: венецианцев Джованни Беллини и Карло Кривелли и феррарского мастера Козимо Туры. В российских музеях нет ни одной вещи этих художников. Теперь благодаря окончанию Года туризма Италии мы можем пополнить свои знания об эпохе Раннего Возрождения.

Отзывы о «Квартет Мадонн»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, графика, живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

28 янв. — 1 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, видео, инсталляция, историческая 28 янв. — 1 апр.

Документы Холокоста и осмысляющее опыт войны искусство.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

23 нояб. — 19 мая | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика 23 нояб. — 19 мая

Графика Сомова, Судейкина, Сапунова.

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

От живописи Бэкона и Фрейда до ретроспективы Репина.

15 февр. — 15 мая | Мультимедиа Арт Музей, фотография 15 февр. — 15 мая

Джиджи Хадид, Литиция Каста, Сергей Полунин на снимках Альберта Уотсона.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

7 мар. — 14 апр. | ГЦСИ, инсталляция, мультимедиа 7 мар. — 14 апр.

Инклюзивное современное искусство.

Выбор редакции

5 мар. — 19 мая | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 5 мар. — 19 мая

8 мар. — 26 мая | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, современное искусство 8 мар. — 26 мая

Умные и яркие работы концептуалиста и борца с расизмом.