Сергей Соловьев
12 декабря 2014

Линейным курсом

Эта выставка, по признанию Марины Лошак, одна из самых важных для ГМИИ. И хотя формальным поводом послужил Год Швейцарии в России, показ Пауля Клее — новая веха для нашего форпоста классики. Музей берет курс на актуальное искусство. Мало того что художник этот сложный, не слишком популярный и требующий для восприятия большого напряжения мыслей и чувств, все его работы рассеяны по фондам и частным коллекциям. Собрать по Европе и привезти 150 его вещей действительно дорогого стоит (в прямом и переносном смысле).

Что же касается самого художника, он парадоксально элитарен. Парадоксально потому, что сам господин Клее считал свое искусства на редкость ясным, логичным и в чем-то даже наивным. Он подражал детскому рисунку и наскальным росписям, переводил на язык эмоций кубизм и абстракционизм. В пику академистам и реалистам создавал живопись с помощью линий, а не мазка. Между тем его соратник и однокурсник по мюнхенской академии Василий Кандинский (натура темная и противоречивая) приобрел всемирную популярность и статус открывателя абстракции, а Клее постоянно оставался в тени. Лишь после его смерти во второй половине ХХ века европейские интеллектуалы попытались его реабилитировать. О нем писали книги, стати и философские эссе.

Так или иначе, сегодня Клее — национальное достояние Швейцарии. К нему есть два противоположных подхода. Одни видят в каждой его работе ребус и тайные письмена, пытаясь расшифровать послание с помощью знаков и символов. Другие считают, что картины Клее надо воспринимать на чувственном уровне — никакого умствования. Какую тактику выберет Пушкинский — особая интрига.

Отзывы о «Линейным курсом»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

3 окт — 20 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, живопись 3 окт — 20 янв

Выбор редакции

25 сен — 13 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, декоративно-прикладное искусство, дизайн, живопись 25 сен — 13 янв

Рассказ о харизматичной покровительнице авангардистов.

Выбор редакции

19 сен — 20 янв | Новая Третьяковка, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 19 сен — 20 янв

Ретроспектива одного из главных русских авангардистов.

Выбор редакции

29 сен — 3 фев | Музей современного искусства «Гараж», инсталляция 29 сен — 3 фев

Первая в России выставка остроумного бельгийского концептуалиста.

Выбор редакции

27 ноя — 3 мар | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, скульптура, фотография 27 ноя — 3 мар

Ретроспектива скульптора-кубиста.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Новая Третьяковка, инсталляция, современное искусство 7 сен — 13 янв

Выбор редакции

6 окт — 17 фев | Третьяковская галерея в Лаврушинском, живопись 6 окт — 17 фев

Пейзажи, магию которых не переплюнут никакие цифровые технологии.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Успенская звонница Московского Кремля, Патриаршие палаты, декоративно-прикладное искусство 7 сен — 13 янв

Роскошные во всех смыслах изделия итальянского ювелирного дома.

4 окт — 27 янв | Музей русского импрессионизма, графика, живопись 4 окт — 27 янв

Как появился русский футуризм.

14 сен — 27 янв | Институт русского реалистического искусства, живопись 14 сен — 27 янв

Идеальные советские пейзажи.

18 окт — 13 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, фотография 18 окт — 13 янв

Снимки цехов завода ЗИЛ от Саши Генциса.

Как баронесса Эттинген, жадные торговцы и друзья помогали художникам прославиться.