Сергей Соловьев
12 декабря 2014

Линейным курсом

Эта выставка, по признанию Марины Лошак, одна из самых важных для ГМИИ. И хотя формальным поводом послужил Год Швейцарии в России, показ Пауля Клее — новая веха для нашего форпоста классики. Музей берет курс на актуальное искусство. Мало того что художник этот сложный, не слишком популярный и требующий для восприятия большого напряжения мыслей и чувств, все его работы рассеяны по фондам и частным коллекциям. Собрать по Европе и привезти 150 его вещей действительно дорогого стоит (в прямом и переносном смысле).

Что же касается самого художника, он парадоксально элитарен. Парадоксально потому, что сам господин Клее считал свое искусства на редкость ясным, логичным и в чем-то даже наивным. Он подражал детскому рисунку и наскальным росписям, переводил на язык эмоций кубизм и абстракционизм. В пику академистам и реалистам создавал живопись с помощью линий, а не мазка. Между тем его соратник и однокурсник по мюнхенской академии Василий Кандинский (натура темная и противоречивая) приобрел всемирную популярность и статус открывателя абстракции, а Клее постоянно оставался в тени. Лишь после его смерти во второй половине ХХ века европейские интеллектуалы попытались его реабилитировать. О нем писали книги, стати и философские эссе.

Так или иначе, сегодня Клее — национальное достояние Швейцарии. К нему есть два противоположных подхода. Одни видят в каждой его работе ребус и тайные письмена, пытаясь расшифровать послание с помощью знаков и символов. Другие считают, что картины Клее надо воспринимать на чувственном уровне — никакого умствования. Какую тактику выберет Пушкинский — особая интрига.

Отзывы о «Линейным курсом»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, графика, живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

28 янв. — 1 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, видео, инсталляция, историческая 28 янв. — 1 апр.

Документы Холокоста и осмысляющее опыт войны искусство.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

23 нояб. — 19 мая | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика 23 нояб. — 19 мая

Графика Сомова, Судейкина, Сапунова.

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

От живописи Бэкона и Фрейда до ретроспективы Репина.

15 февр. — 15 мая | Мультимедиа Арт Музей, фотография 15 февр. — 15 мая

Джиджи Хадид, Литиция Каста, Сергей Полунин на снимках Альберта Уотсона.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

7 мар. — 14 апр. | ГЦСИ, инсталляция, мультимедиа 7 мар. — 14 апр.

Инклюзивное современное искусство.

Выбор редакции

5 мар. — 19 мая | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 5 мар. — 19 мая

8 мар. — 26 мая | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, современное искусство 8 мар. — 26 мая

Умные и яркие работы концептуалиста и борца с расизмом.