Сергей Соловьев
12 декабря 2014

Линейным курсом

Эта выставка, по признанию Марины Лошак, одна из самых важных для ГМИИ. И хотя формальным поводом послужил Год Швейцарии в России, показ Пауля Клее — новая веха для нашего форпоста классики. Музей берет курс на актуальное искусство. Мало того что художник этот сложный, не слишком популярный и требующий для восприятия большого напряжения мыслей и чувств, все его работы рассеяны по фондам и частным коллекциям. Собрать по Европе и привезти 150 его вещей действительно дорогого стоит (в прямом и переносном смысле).

Что же касается самого художника, он парадоксально элитарен. Парадоксально потому, что сам господин Клее считал свое искусства на редкость ясным, логичным и в чем-то даже наивным. Он подражал детскому рисунку и наскальным росписям, переводил на язык эмоций кубизм и абстракционизм. В пику академистам и реалистам создавал живопись с помощью линий, а не мазка. Между тем его соратник и однокурсник по мюнхенской академии Василий Кандинский (натура темная и противоречивая) приобрел всемирную популярность и статус открывателя абстракции, а Клее постоянно оставался в тени. Лишь после его смерти во второй половине ХХ века европейские интеллектуалы попытались его реабилитировать. О нем писали книги, стати и философские эссе.

Так или иначе, сегодня Клее — национальное достояние Швейцарии. К нему есть два противоположных подхода. Одни видят в каждой его работе ребус и тайные письмена, пытаясь расшифровать послание с помощью знаков и символов. Другие считают, что картины Клее надо воспринимать на чувственном уровне — никакого умствования. Какую тактику выберет Пушкинский — особая интрига.

Отзывы о «Линейным курсом»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Лучшие образцы мирового и русского искусства, доступные москвичам круглый год.

Выбор редакции

4 сен — 28 окт | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 4 сен — 28 окт

Лучшие образцы японского искусства.

Выбор редакции

19 сен — 20 янв | Новая Третьяковка, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 19 сен — 20 янв

Ретроспектива одного из главных русских авангардистов.

Выбор редакции

24 июл — 14 окт | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись 24 июл — 14 окт

Венецианская живопись XVIII века из итальянских собраний.

13 сен — 13 ноя | Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, графика 13 сен — 13 ноя

Малоизвестные рисунки Александра Дейнеки.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Новая Третьяковка, инсталляция, современное искусство 7 сен — 13 янв

12 сен — 27 янв | Музей современного искусства «Гараж», декоративно-прикладное искусство, историческая 12 сен — 27 янв

Что одежда расскажет об истории, культуре и политике XX века.

25 июл — 23 сен | Музей-заповедник «Царицыно», инсталляция 25 июл — 23 сен

Воображаемая архитектура барокко как праобраз компьютерных игр.

Выбор редакции

13 сен — 11 ноя | Мультимедиа Арт Музей, инсталляция, современное искусство 13 сен — 11 ноя

Работы живого классика из собрания Центра Помпиду.

Выбор редакции

7 сен — 13 янв | Успенская звонница Московского Кремля, Патриаршие палаты, декоративно-прикладное искусство 7 сен — 13 янв

Роскошные во всех смыслах изделия итальянского ювелирного дома.

16 авг — 30 сен | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, видео, историческая, фотография 16 авг — 30 сен

21 сен — 30 ноя | ВХНРЦ им. Грабаря, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 21 сен — 30 ноя

Искусство реставрации на примере 70 работ.