Эта выставка, по признанию Марины Лошак, одна из самых важных для ГМИИ. И хотя формальным поводом послужил Год Швейцарии в России, показ Пауля Клее — новая веха для нашего форпоста классики. Музей берет курс на актуальное искусство. Мало того что художник этот сложный, не слишком популярный и требующий для восприятия большого напряжения мыслей и чувств, все его работы рассеяны по фондам и частным коллекциям. Собрать по Европе и привезти 150 его вещей действительно дорогого стоит (в прямом и переносном смысле).

Что же касается самого художника, он парадоксально элитарен. Парадоксально потому, что сам господин Клее считал свое искусства на редкость ясным, логичным и в чем-то даже наивным. Он подражал детскому рисунку и наскальным росписям, переводил на язык эмоций кубизм и абстракционизм. В пику академистам и реалистам создавал живопись с помощью линий, а не мазка. Между тем его соратник и однокурсник по мюнхенской академии Василий Кандинский (натура темная и противоречивая) приобрел всемирную популярность и статус открывателя абстракции, а Клее постоянно оставался в тени. Лишь после его смерти во второй половине ХХ века европейские интеллектуалы попытались его реабилитировать. О нем писали книги, стати и философские эссе.

Так или иначе, сегодня Клее — национальное достояние Швейцарии. К нему есть два противоположных подхода. Одни видят в каждой его работе ребус и тайные письмена, пытаясь расшифровать послание с помощью знаков и символов. Другие считают, что картины Клее надо воспринимать на чувственном уровне — никакого умствования. Какую тактику выберет Пушкинский — особая интрига.