Один из самых громких и важных вернисажей начала декабря — выставка «И цвет, и звук…», открывающаяся в ГМИИ в преддверии музыкального фестиваля. Но помимо этого арт-блокбастера в музее работают экспозиции, которые обязательно стоит посетить до конца года. Чтобы вы не затерялись в различных зданиях и корпусах, но нашли то, что надо увидеть, предлагаем краткий путеводитель по сегодняшним залам Пушкинского музея.

Главное здание

Белый зал

Новый проект к «Декабрьским вечерам» готовила лично президент музея и экс-директор Ирина Антонова. Он посвящен ее другу и соратнику Святославу Рихтеру, с которым госпожа Антонова когда-то задумала фестиваль, где бы соединялась живопись и музыка. В этом году тема экспозиции кажется не слишком оригинальной: вновь картины, на которых изображены инструменты, играющие ангелы, поющие боги и люди. Однако суть дела не в теме, а в самих произведениях: каждый из 30 экспонатов — шедевр, приехавший из какого-то европейского музея. Авторитет Ирины Антоновой таков, что ей спокойно отдают свои лучшие вещи Музей д’Орсе и Национальная галерея в Лондоне. Набор ценностей до последнего держится в секрете.

И цвет и звук (552550)
Вы можете изменить этот текст

Колоннада и залы французской живописи

При выходе из Белого зала начинается ряд французских рисунков XVI–XIX веков. Это выставка графики, приехавшая из венского музея Альбертина. Первые имена Парижа от эпохи Возрождения (тогда при дворе Франциска процветала так называемая школа Фонтенбло) до романтизма ((Энгр и Делакруа). Образцовый XVII век: один только рисунок Пуссена способен затмить все современные пейзажи на грани абстракции. Центральное место занимают меланхоличные развалины Робера. В ГМИИ подошли к устройству этой выставки креативно и разместили некоторые рисунки рядом с картинами из постоянной экспозиции (здесь вам придется завернуть в залы с французской живописью). Теперь можно сравнить, насколько различен Давид в графике и в масле, как рождались живописные замыслы Фрагонара и Лорена.

Рисунки французских мастеров из музея Альбертины, Вена (550038)
Вы можете изменить этот текст

Зал со слепками Парфенона

Выставки древностей сегодня большая редкость. Тем более приятно, что в ГМИИ сами отреставрировали и эффектно показали коллекцию искусства древнего Кипра. Одно из любимых курортных направлений — Кипр — как известно, был еще и колыбелью античной цивилизации. Его пограничное положение — между Западом и Востоком — отразилось в странных статуэтках и вазах. Орнаменты на керамике четырехтысячелетней давности — рисунки в духе Пикассо — говорят о тесной связи Кипра с финикийцами, а статуэтки адорантов (дарителей) больше напоминают египетскую скульптуру. Искать знаки и символы древности и современного искусства здесь одно удовольствие.

Искусство Древнего Кипра. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина (550036)
Вы можете изменить этот текст

Отдел личных коллекций

История фотографии в трех залах

В особняке по соседству с основным зданием показывают замечательное собрание испанки Лолы Гарридо. Это авторские отпечатки фотографий мастеров с XIX до конца ХХ века. Первые имена и первые лица: от пикториалиста Стейхена и Картье-Брессона до Дианы Арбус и Нан Голдин. Есть редчайшие кадры с Бернардом Шоу, Марлен Дитрих, Мэрилин Монро (где она молода и неизвестна). Однако ценность выставки в другом: в очень продуманных и захватывающих рассказах про каждого автора и каждый снимок. После того как прочтешь 80 аннотаций к реальным шедеврам фотоискусства, почувствуешь себя экспертом в том, в чем раньше разбирался с немалым трудом. Чувство из приятных.

В потоке времени... Портретная фотография (550037)
Вы можете изменить этот текст

В гостях у Родченко и Степановой

Один герой объединяет испанское собрание фотографий и совершенно новую выставку, посвященную авангарду в том же здании личных коллекций. Это, конечно, Александр Родченко, чьи головокружительные ракурсы и жесткое кадрирование стали уже классикой ХХ века. В этот раз музей воспроизвел лабораторию авангардистов: Родченко с супругой Варварой Степановой предстают как новаторы, изменившие не только подход к живописи и графике, но и к самому образу художника. Вместо мастерской — «сборочный цех», вместо артистических балахонов — рабочие комбинезоны. Все, из чего выросли дизайн и конструктивистская архитектура: плакаты, реклама, супрематические рельефы.

В гостях у Родченко и Степановой (552142)
Вы можете изменить этот текст