Если вы до сих пор не знаете, что такое современное китайское искусство и кто его первые лица, — значит, вы безнадежно отстали от моды и мировых трендов. Срочно наверстываем упущенное на выставке в Еврейском музее.

Лет десять назад на всех арт-ярмарках и смотрах только о них и говорили. Китайское современное искусство стало страшно популярным и переживало такой же взлет, какой пережила наша (московско-питерская) арт-сцена во времена перестройки. Секрет успеха что у русских, что у китайских художников примерно один и тот же. Китай, как и Россия, всегда ассоциировался со стариной, с классикой и консерватизмом (в лучшем случае — с реализмом). И вдруг оказалось, что на волне перемен в Поднебесной появляются художники, которые создают скандальные инсталляции, устраивают перформансы, снимают сногсшибательный видеоарт. В общем, возникло поколение, готовое взорвать традиции. Масла в огонь подливал и тот факт, что многие из китайских артистов вошли в конфликт с коммунистической системой и, в большей или меньшей степени, оказались гонимыми. Французские коллекционеры Доминик и Сильвиан Леви одними из первых поверили в потенциал китайцев и собрали на сегодняшний день лучших из лучших. Назовем для начала лишь некоторые имена.


Первым в списке самых известных художников, конечно, стоит Ай Вейвей. По всем рейтингам он входит в число наиболее влиятельных художников мира. Прославился огромными инсталляциями, намекающими на многочисленность и единообразие китайцев (показывал бесконечное число семечек, табуреток, велосипедов). Кроме того, он стал штатным китайским диссидентом, борющимся с коррупцией и двуличием нынешней системы.


Почти ровесница Вейвея молодая перформансистка Цао Фэй — тот самый художник, о котором говорят «голос поколения». Она снимает фильмы и создает ситуации, показывающие новое ощущение тех, кто вынужден перестраиваться с социализма на капитализм. Она. например, превратила офисных служащих в собак и заставила ползать их между столами, выпуская всю накопившуюся злобу (акция «Бешеные псы»). Женская инкарнация нашего Олега Кулика.

Один из самых мастеровитых художников — Лю Вэй. Он создает огромные объекты (главным образом архитектуру) из неожиданных материалов: старых книг, шкур, оконных переплетов… Его города и храмы похожи на апокалиптические видения. Чем-то напоминает нашего Валерия Кошлякова.


Некогда один из самых радикальных художников (ходил, обмазавшись медом, для привлечения мух) — Чжан Хуан — сегодня создает арт-объекты из пепла, медитативные картины и кожаные инсталляции.

Наконец, видеоартист Ян Фудун, по фильму которого названа вся выставка — «Отчужденный рай» — снимает медленное, странное кино, где «потерянные» люди бродят среди поэтических пейзажей. Меланхолия и тишина никак не вяжутся с сегодняшним Китаем, увлеченным зарабатыванием денег.