Почему чайник Малевича  белый, как украшают парадные сервизы, в чем тонкость создания балерин из фарфора и другие секреты шедевров из «белого золота» — от куратора большой выставки фарфора в Царицыно.

Выставка в Царицыно, представляющая более тысячи предметов, созданных из фарфора, открыта к 250-летию Эрмитажа и 270-летию Императорского фарфорового завода. Экспозиция устроена необычно — настолько, насколько это позволяет тема. Блюда и чашки, статуэтки и вазы размещены в залах не по временному принципу (от старины к нашим дням), а по темам: парадная посуда, анималистика, театр, пейзаж. Специально для «ВД» о выставке и ее шедеврах рассказала Ольга Соснина, автор концепции и один из кураторов экспозиции.

Золото на фарфоре

Начало фарфоровому делу в России положила основанная по инициативе Елизаветы Петровны в Петербурге в 1744 году придворная «Невская порцелиновая мануфактура» (производство, развиваясь, переименовывалось несколько раз). Изобретателем русского фарфора считают Дмитрия Ивановича Виноградова. Виноградов, товарищ Ломоносова, сам составлял формулы, проводил опыты с обжигом предметов, разрабатывал краску для керамики — он же придумывал формы посуды, выступая и как художник. Чашка с блюдцем из сервиза Елизаветы Петровны на фото вверху придуманы именно им. Автор росписи по золоту остался неизвестным.

Ольга Соснина: «Императорский фарфоровый завод ассоциируется с роскошным декором. Золото на фарфоре — это специальная краска с золотым пигментом, она называется глянцгольд. Золото — очень разное. У каждой эпохи — свои тенденции, каждый художник делал свой вариант. Сервиз «Златоглавая Москва» (см. фото ниже. — Прим. «ВД») — совсем другой. Обратите внимание, чаще всего форму и роспись делают разные художники. Автор формы этого сервиза, С.Е. Яковлева, сделала бесчисленное количество форм для ваз, несколько десятков форм для сервизов. Это тот самый автор, который создал знаменитую форму сервиза «голубой сеточки», или «кобальтовой сеточки».

Анималистика

В центре зала, посвященного анималистике, — небольшая фигурка левретки. Это изображение любимой собачки Екатерины Великой по имени Земира — о том, как много значила левретка для императрицы, рассказывает мини-фильм в том же зале. Скульптура кажется бронзовой, но это фарфор. Среди других экспонатов зала много работ советских авторов-анималистов, в частности Б.Я. Воробьева, например «Пантера», или «Ярость» (на фото ниже).

Ольга Соснина: «Фигурка левретки авторства Ж.А. Рашетта, знаменитого скульптора, покрыта специальной матовой краской. «Пантера» прекрасного автора, скульптора-анималиста Бориса Яковлевича Воробьева — совсем другая, глянцевая. Фарфор покрывают как блестящей краской, так и матовой. Сначала, перед отливкой скульптуры, нужно сделать модель. Сами скульпторы не лепят собачек, спящих ангелов и сервизы. Они делют модели. Потом мастер-форматор их оттискивает, другие мастера формуют фигурки, потом убирают неровности и затем  расписывают».

Городской пейзаж

Ольга Соснина: «Пейзаж, впечатления от путешествий, виды города — одна из классических старинных тем. Вот блюдо из сервиза «Первое метро в СССР» (см. фото вверху. — Прим. «ВД»): образ Москвы, новой Москвы, в которой появилось метро. Видите, красным по краю дана Кремлевская стена, а на ее фоне — новостройки. Сервиз исключительный, единичный, произведение искусства. А это — старая Москва, 1879 года, работа А.А. Шрайбера. Виды Москвы воспроизводили старые дагеротипы, черно-белые открытки с видами Москвы (фотографии, которые делались в единственном экземпляре на медных пластинках, покрытых слоем серебра. — Прим. «ВД»). Главной была точность в изображении памятников. Художник от руки, очень кропотливо создавал иллюзию фотооткрытки. Получилась будто фотография в раме, и рама сама — произведение искусства».

Театр и балет

Ольга Соснина: «ХХ век подарил фарфору тему театра и балета. Эта скульптура Улановой работы Елены Янсон-Манизер — просто чудо (фото вверху. — Прим. «ВД»). Серия была небольшой, потому что исполнение очень трудоемкое. Скульптуру, изображающую балерину Тамары Карсавиной 1930-х годов (внизу), сейчас снова отливают малыми сериями. Обе работы уникальны тем, что соблюден центр тяжести, и балерина стоит на носочке — нет никакой опоры. Фарфор — материал особый. Он тяжелый, он неполый, более плотный, чем, например, бронза (работу Янсон-Манизер повторяли в бронзе). Отлить такую скульптуру — шедевр в том, что касается техники работы. Форма из-за сложности делается из нескольких кусков. Соединяют их так называемым шликером, «жидким фарфором». Когда такую скульптуру обжигают, фарфор, пластичный материал, разогревается и теряет жесткость. Фигурки кренятся, наклоняются, оплывают... Обычно такие скульптуры «опираются» на две ноги, или на какую-нибудь колонну. Здесь же — феноменальное мастерство!»

Супрематизм

Особый раздел выставки отдан работам художников-супрематистов, в частности Казимира Малевича и Николая Суетина. Тут можно разглядеть знаменитые придуманные Малевичем фарфоровые чайник и «получашку» и несколько вариантов росписи блюд, чашек, тарелок, созданные Суетиным.

Ольга Соснина: «У Малевича его знаменитые «получашки» расписывались, а чайник не расписывался никогда — это был эксперимент именно с формой, с ее напряженностью, с ее антибытовизмом. Николай Суетин вместе с Ильей Чашником работали на заводе (в отличие от Малевича, он делал только образцы, эскизы).Суетин и Чашник для росписи использовали супремы, геометрические фигуры. Для них это была не абстракция, а новое понимание форм в искусстве. Принципиально важным для них был и белый цвет фарфора — он давал идеальное пространство, они же мыслили, создавая новые миры».


Выставка «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох» открыта в Большом дворце Музея-заповедника «Царицыно» до 11 января. Цена билета — 350 р.