В Москву привезли коллекцию банка UniCredit. Хотите понять, что такое современная фотография — идти обязательно

Все началось в 1975 году, когда немецкий банк Landerbank решил оторваться от конкурентов по меценатству и собирать не масляные картины в богатых рамах, а новейшую фотографию. Шаг был авантюристский — ведь никто не знал, что из этих инвестиций вырастет. Выросло солидное искусство — один снимок супругов Бехер сегодня продают за десятки тысяч евро. После нескольких слияний и поглощений вся коллекция перешла UniCredit — итальянское руководство нового банка тоже оказалось неравнодушным к фото и сильно увеличило коллекцию. Сегодня это уже настоящий музей искусства второй половины ХХ века.

Впрочем, у фотоколлекции есть своя интрига. Она показывает очень интересный момент в развитии фото: в 1970-е годы художники начали создавать произведения без всяких прикрас, почти документальные. Но вот в чем фокус — такие строгие работы (как у супругов Бехер, которые снимали водокачки и шахты) оказались еще более сюрреалистичными. Чем дальше шли опыты с реальностью, тем больше фантазий попадало в кадр. Так, например, один из самых успешных и дорогих фотохудожников мира Андреас Гурски начал «дорисовывать» свои панорамные пейзажи с помощью компьютера. А потом и вовсе у иранки Ширин Нешат фотография превратилась в картину. Мы все думаем, что фотоаппарат запечатлевает реальность — а он, как выясняется, больше фиксирует наши эмоции и воображение.
Без всяких теорий и размышлений выставка в Доме фотографии просто обязательная для всех креативных и умных людей. Еще один интересный момент — кого из наших соотечественников-фотохудожников выбирают западные коллекционеры. Оказывается совсем не тех, кто бесконечно мелькает в глянце. И это тоже урок и открытие.