Наталья Пыхова
27 августа 2014

Центр Хамелеона

С 1 сентября в Дарвиновском музее начинает работать образовательный центр «Познай себя — познай мир». Настолько мультимедийного и интерактивного музейного проекта для взрослых и детей в Москве, похоже, еще не было.

Фото с героем

За стеклянными дверьми справа, на первом этаже Дарвиновского музея все мигает, переливается, свиристит и издает другие, какие-то «космические» или компьютерные звуки. Рядом со входом на большом экране всем приближающимся приветственно машет лапкой хамелеон. Точнее, Хамелеон c большой буквы: этот персонаж — символ нового образовательного центра, который с начала учебного года открывается в музее. Хамелеон (жестами и надписями на экране) предлагает встать напротив и поздороваться. Потом сделать движение, будто что-то бросаешь вперед рукой. Оказывается, так его перед тем, как войти в двери рядом, можно угостить. От «брошенного» и тут же схваченного его длинным языком кузнечика хамелеон делается еще зеленее, а от божьей коровки по его шкурке пробегают волны всех цветов радуги, и в итоге он краснеет.

Эта игра — небольшое вступление, «аперитив» к тому, что ждет посетителей за дверьми. Сфотографируйтесь с Хамелеоном (три снимка сию же секунду можно отправить на электронную почту) — и вперед, к познанию себя и мира, в переливающийся Интерактивный образовательный центр.

Увидеть и понюхать

Поначалу, особенно в сравнении с масштабами площадей самого Дарвиновского музея, новый центр кажется небольшим (всего 193 кв. м). Но первое впечатление — не самое верное. Экспонатами, играми, квестами, загадками, тестами, инфопанелями разного размера и степени мультимедийности и интерактивности тут напичкан буквально каждый метр.

Сразу после входа — территория «познания себя», рассказывающая об устройстве тела человека, о том, как наш организм функционирует, как взаимодействует с окружающим миром, и еще о том, как это происходит в сравнении с нами у «братьев наших меньших». Все можно попробовать на себе. Например, в разделе о зрении, изучив фото городской площади, можно узнать, какой увидит ее, например, кошка (все сине-зеленое, вид похож на панорамную съемку фотоаппаратом), орел (над снимком будто хорошо поработали, добавив яркости и насыщенности цветам) или мышь (все черно-белое, артхаус, трудно что-то понять). В разделе о запахах — не только узнать, что аромат апельсинового масла повышает настроение и помогает при депрессии, а иланг-иланг — устраняет беспокойство, гнев и страх, но и попробовать испытать их действие на себе.

Скелет человека можно собирать, как пазл, на большой магнитной доске. Рядом, за плату жетонами, «робот-медсестра» измеряет рост, вес, давление и даже процент жира в массе тела. «Человечков» с раскрытыми ртами можно «кормить» карточками «сыр», «лимон», «перец», узнавая или отгадывая (параметры игры задаются по-разному), какие участки языка ощущают тот или иной вкус. О внутреннем устройстве всех систем нашего тела рассказывает большой экран с 3D-моделью — ее можно вращать, «включая» то нервную систему, то кровообращение, то пищеварение.

Зверье мое

«Познание себя» от «познания мира» отделяет подобный же, только куда больше размерами экран, на котором можно вращать, приближать и разглядывать уже всю планету. Дальше — рассказы о деревьях, спрятанные в самих деревьях (обнаружить эти панели — отдельный восторг и приключение); микроскопы — можно разглядеть, например, шерсть бурого медведя (похоже на «теперь ваши волосы сильные и здоровые» из рекламы) или крыло бабочки (напоминает произведение кого-нибудь из ранних импрессионистов, видны даже «мазки кистью»).

Пол — прозрачный, из стекла особой прочности — поделен на зоны, под ним видны кувшинки и раки, мышки, клевер, рыбы, уточки, жуки, зайки, обо всех можно прочесть на двух экранах рядом. Читаешь, например, о Большом водолюбе, черном жуке, а сам жук на картинке внизу ползает по водорослям, шевеля усами.

Возле аттракциона с чучелами зверей, где надо определить их следы, мальчик спрашивает: «А волк настоящий?» — «Настоящий, у нас все тут настоящее», — говорит смотрительница. Рядом снимает сюжет телеканал: «Природа тут повсюду. Я бы с удовольствием остался тут на целый день». Меньше двух-трех часов на этих без малого 200 метрах провести и правда сложно — слишком много интересного, и все пробовать, щупать, трогать не только можно, но и нужно. После, вернувшись домой, не забудьте проверить почту. Если вы сфотографировались с Хамелеоном, он уже прислал вам «пламенный привет и фото на память».

Отзывы о «Центр Хамелеона»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

3 окт — 20 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, живопись 3 окт — 20 янв

Выбор редакции

19 сен — 20 янв | Новая Третьяковка, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 19 сен — 20 янв

Ретроспектива одного из главных русских авангардистов.

Выбор редакции

29 сен — 3 фев | Музей современного искусства «Гараж», инсталляция 29 сен — 3 фев

Первая в России выставка остроумного бельгийского концептуалиста.

Выбор редакции

27 ноя — 3 мар | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, скульптура, фотография 27 ноя — 3 мар

Ретроспектива скульптора-кубиста.

Выбор редакции

6 окт — 17 фев | Третьяковская галерея в Лаврушинском, живопись 6 окт — 17 фев

Пейзажи, магию которых не переплюнут никакие цифровые технологии.

4 окт — 27 янв | Музей русского импрессионизма, графика, живопись 4 окт — 27 янв

Как появился русский футуризм.

14 сен — 27 янв | Институт русского реалистического искусства, живопись 14 сен — 27 янв

Идеальные советские пейзажи.

Как баронесса Эттинген, жадные торговцы и друзья помогали художникам прославиться.

31 окт — 20 янв | Музей Востока, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 31 окт — 20 янв

Большой проект к столетию музея.

24 окт — 3 фев | Мультимедиа Арт Музей, графика, живопись 24 окт — 3 фев

Альбомы и новая серия живописи Виктора Пивоварова.

Бесплатно

9 ноя — 9 фев | Галерея Гари Татинцяна, инсталляция, скульптура 9 ноя — 9 фев

Татуированные свиньи, Maserati в ближневосточном орнаменте и другие шутки неоконцептуалиста.