130 работ Николая Сапунова из коллекций Третьяковки, Русского музея, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных собраний. Третьяковская галерея продолжает «ревизию» главных имен российского искусства XX века. Подошла очередь Николая Сапунова (1880–1912) – талантливейшего воспитанника Левитана, Коровина и Серова.

Выставка в Инженерном корпусе музея охватывает все периоды его творчества – от первых самостоятельных шагов в искусстве до работ, созданных в год трагической гибели: катаясь в лодке, не умевший плавать Сапунов утонул накануне карнавала, который собирался устроить с друзьями на берегу Финского залива. По преданию, десятью годами раньше итальянская гадалка предсказала молодому живописцу именно такую смерть.

В 1907 году Сапунов стал участником знаменитого объединения «Голубая роза». Продолжатель творческой линии, восходящей к искусству Борисова-Мусатова, Сапунов оказался востребован как декоратор. Его театральным – и очень удачным – дебютом стало оформление спектакля Всеволода Мейерхольда «Смерть Тентажиля» (1905) в Театре-студии на Поварской улице в Москве.

Другой заметной постановкой оказался «Балаганчик» (1906) в питерском Театре В.Ф. Комиссаржевской. Не менее значимы его графические работы – иллюстрации для журналов «Золотое Руно» и «Весы» давно принадлежат к золотому фонду книжной графики Серебряного века.

Нынешняя экспозиция в ГТГ – первый полномасштабный показ Сапунова, чьи камерные персональные выставки проходили лишь дважды: посмертная состоялась в год гибели, а вторая – в 1963-м, в фойе Центрального дома литераторов. В этот раз демонстрируется около 130 работ из коллекций самой Третьяковки, Русского музея, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, ГМИИ им. А.С. Пушкина, других музеев и собраний. Представлены станковые произведения (живопись, темпера, гуаши, акварели, рисунки), эскизы декораций и костюмов.