Проект к 50-летию бондианы в Мультимедиа Арт Музее интереснее рассматривать как собрание памятных «сокровищ», сохранившихся со съемок ставших классикой лент, чем как претендующий на «летопись» создания образа Бонда «выставочный блокбастер».

Заявленный «главной выставкой лета 2014», занявший почти весь Мультимедиа Арт Музей (МАММ), проект «Дизайн 007» приурочен к 50-летию серии фильмов о суперагенте Джеймсе Бонде. Полвека бондиана отмечала еще в 2012-м (первая из 23 на сегодня «серий» об агенте 007 появилась в 1962 году). В 2012 году посвященный Джеймсу Бонду внушительный проект, по отзывам прессы, стал «хитом культурной программы» Лондонской Олимпиады и «вызвал ажиотаж» в самом большом культурном центре Европы Barbican Art Centre.

Тогда в Лондоне «Дизайн 007» увидела и директор МАММ Ольга Свиблова и решила показать его в Мультимедиа Арт Музее. В течение двух прошедших лет отправившаяся на гастроли выставка успела отметиться в Шанхае, Мельбурне и Торонто... Но в Москву именно в 2014 году она прибыла не просто так. «Мне хотелось, чтобы она (выставка) стала кульминацией перекрестного Года культуры России и Великобритании», — объясняет Свиблова.

Куратор, историк моды Бронвин Косгрейв, говорит о проекте, второе название которого — «50 лет стилю Джеймса Бонда», не «выставка», а «шоу». Впрочем, и шоу эту масштабную (почти шесть сотен экспонатов) передвижную коллекцию разнообразных объектов, так или иначе относящихся к агенту 007, фильмам о нем, процессу, участникам, деталям съемок этих фильмов, основателю литературной бондианы британскому писателю Яну Флемингу и проч., трудно назвать. Больше всего это похоже на кочующий музей имени Джеймса Бонда и всех, кто сделал и делает это имя известным на весь мир.

В фойе музея гостей встречает, например, автомобиль Бонда Aston Martin — именно на нем агент разъезжал в большей части серий фильма. Опершись на машину, стоит, широко улыбаясь, манекен, изображающий Бонда (у всех других манекенов, а их зрителю в экспозиции встретится немало, лиц нет, зато обезличенные головы венчают парики-прически). Вообще костюмы составляют, наверное, половину всех экспонатов «музея Бонда».

Дизайнер-костюмер Линди Хемминг, принимавшая участие в создании пяти фильмов бондианы и тоже курировавшая проект «Дизайн 007», говорит: «Идея создания экспозиции частично принадлежит мне. Я подумала: интересно показать ход создания фильма с точки зрения его дизайна шаг за шагом».

По словам Хемминг, раз за разом выпуская новый фильм о Бонде на экраны, создатели отправляли в некий «архив бондианы» (огромный склад где-то на севере Лондона) очередную порцию ящиков и коробок с эскизами и скетчами, частями декораций и костюмами, фотографиями со съемок. Большинство костюмов самого Бонда, девушек Бонда, противников Бонда и других занятых в лентах актеров — как раз оттуда.

«Архив довольно разношерстен и нелогично организован», — признается дизайнер, говоря об этом «складе». Не обошелся без такой особенности и выставочный проект, во многом выросший из «сокровищ», сохраненных для поклонников бондианы этим «полем чудес». Но в этом есть что-то, между делом напоминающее о солидности возраста франшизы — бондиана считается одним из самых «долгоиграющих» конопроектов в истории кинематографа.

Рядом с золотым пистолетом-трансформером из фильма «Голдфингер» 1964 года — золотая маска, приз BAFTA, присужденный ленте «Скайфолл» как лучшему британскому фильму-2013. Неподалеку на вращающейся (для полноты обзора, видимо) кровати — «Золотое тело Джилл Мастерсон (реконструкция)». «Золотая девушка Бонда» лежит на простынях как живая, то есть мертвая — по фильму, ее тело Бонд обнаружил бездыханным и «позолоченным». Рядом на стене — небольшой, но привлекающий внимание зрителей фоторепортаж со съемок: гример Пол Рабигер наносит золотую краску на кожу почти лишенной одежды актрисы Ширли Итон.

По словам Линди Хемминг, создателям проекта интересно было показать, как задумка, эскиз, предмет дизайна становятся кинолентой — надо признать, как раз это им удалось во многих случаях. Например, в разделе, посвященном хитроумным приспособлениям Бонда и его противников, типа «взрывной» зубной пасты, портсигара, вскрывающего сейфы, очаровательного глазастого робота-ищейки или автомобиля-амфибии, рядом с «гаджетом» часто — эскиз, чертеж, показывающий «рождение идеи», и тут же — экран с отрывком фильма, наглядно демонстрирующим ее воплощение. Хотя встречаются исключения. Например, немалого размера бобина с толстым витым проводом, одиноко лежащая в углу витрины, — «Запальный шнур для динамита» из «Кванта милосердия».

Отдельно, скорее в формате реферата, рассказано о писателе Флеминге, его семье, супруге (с заметкой, что ее портрет писал Люсьен Фрейд). Романы о Бонде, скромно оформленные, в мягких обложках, выставлены рядом с позолоченной пишущей машинкой Флеминга, которую он как-то сам купил себе в подарок.

Как «самостоятельные произведения искусства» рассматриваются титры и заставки к фильмам. Есть раздел, специально посвященный афишам. Есть — врагам Бонда. Галерея противников агента оформлена как лабиринт из огромных фотопортретов (особенно приятно встретить в их рядах пушистого кота Доктора Зло размером с хорошего медведя). И так далее — костюмы, эскизы, раскадровки и эпизоды по ним, «ледяные» декорации внизу и вертолет, зависший над всем этим вверху. Признаться, помня историю об огромном пыльном «архиве бондианы», представляя, как костюмеры, дизайнеры (а может, и актеры?) роются в коробках и листают папки, выбирая, что будет нам показано, — «Дизайн 007» смотреть интереснее, чем если воспринимать его «главной выставкой лета 2014».