Сергей Соловьев
24 июня 2014

Эпатаж — дело тонкое

Вим Дельвуа (543901)
Вы можете изменить этот текст

В Галерее Гари Татинцяна показывают работы Вима Дельвуа, одного из самых парадоксальных художников современности. На его примере «ВД» изучил, как достичь успеха на волне скандала.


Начни с самого отвратительного.
Уроженец бельгийского городка Вервик «выстрелил» в 2000 году, будучи 35-летним завсегдатаем галерей. Он представил на суд публике «Клоаку» — инсталляцию, больше похожую на медицинскую лабораторию. На самом деле это было полное воссоздание человеческого пищеварения. С одной стороны конвейера в колбы и сосуды поступала еда, переваривалась там, а с другой — выходила наружу. Само собой, результат — экскременты. Эти выделения аккуратно упаковывались в целлофан и продавались всем желающим.
Физиология и поныне лучшее средство пробить брешь в арт-рынке. Правда, господин Дельвуа чуть опоздал — тему фекалий уже отработали в 1990-х британские художники. Но он отыгрался на другой материи.


Подложи обществу свинью
Свой дар рисовальщика (а будучи сыном художников рисовал он сызмальства) Вим воплотил в татуировках на коже свиней. Сначала (до 1997 года) это были обычные тушки с рынка. На них виртуозный Дельвуа изображал диснеевских принцесс и знаки знаменитых брендов. Затем перешел на живые объекты. И тут уже восстали защитники животных — татуированных свиней стали продавать как художественные объекты. В итоге Вим Дельвуа вынужден был перенести свою мастерскую в Китай и там открыть арт-ферму.
Понятно, что свинья — далеко не самый изящный холст. Для многих людей она олицетворяет «нечисть» или низменные вещи. И то, что художник заставляет восхищаться росписями на свиньях, — жест парадоксальный, а значит актуальный.

Украшай уродство
Свой метод — преподнести низменное как объект восхищения — художник продолжил в целой серии вещей. Вот что пишут об этом сотрудники Галереи Гари Татинцяна: «Он комуфлирует газовые баллоны под дельфтские изразцы, преобразует лопаты и гладильные доски в щиты с гербами, превращает строительную технику — краны, самосвалы, бетономешалки — в ажурные воздушно-невесомые конструкции».
Правда, тут Дельвуа уже отходит от скандала. Кто же будет протестовать, когда бетономешалка вдруг превращается в готический собор? Но конвейер по преображению банальных вещей в искусство запущен.


Выпускай сувениры
С самых своих первых шагов Вим задумывался о продажах. Деньги были частью стратегии. По сути все его творчество — производство необычных объектов, сама продажа которых вызывает бурю эмоций. Самым скандальным было, конечно, сообщение, что некой Тим Штейнер в 2006 году подписал контракт с немецкой галереей, что после смерти отдаст свою кожу с татуировкой Вима Дельвуа для постоянной экспозиции.
Впрочем, кроме такого рода фиктивных объектов Дельвуа производит довольно много и практичных вещей. Например, дизайнерские перстни.

Забронзовей
В какой-то момент приходится доказывать, что ты не только возмутитель спокойствия, но еще и реально работаешь головой и руками. Доказательство тому — выставка в Москве. В Галерею Татинцяна привозят масштабные вещи для любой олигархической коллекции. Их вполне можно разместить на дачном участке и показывать как новую скульптуру.
Посмотреть на выставку очень стоит. В конце концов не так часто в наши заведения попадают сливки скандалов конца прошлого века.

Отзывы о «Эпатаж — дело тонкое»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

12 февр. — 24 мар. | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, видео, живопись, современное искусство 12 февр. — 24 мар.

Почему крокодил Гена — воплощение культуры социализма, а «Черный квадрат» — портрет москвича?

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, графика, живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

28 янв. — 1 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, видео, инсталляция, историческая 28 янв. — 1 апр.

Документы Холокоста и осмысляющее опыт войны искусство.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

23 нояб. — 19 мая | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика 23 нояб. — 19 мая

Графика Сомова, Судейкина, Сапунова.

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

15 февр. — 15 мая | Мультимедиа Арт Музей, фотография 15 февр. — 15 мая

Джиджи Хадид, Литиция Каста, Сергей Полунин на снимках Альберта Уотсона.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

7 мар. — 14 апр. | ГЦСИ, инсталляция, мультимедиа 7 мар. — 14 апр.

Инклюзивное современное искусство.

Выбор редакции

5 мар. — 19 мая | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 5 мар. — 19 мая