В Пушкинском музее открылась экспозиция с шедеврами русской живописи «Искусство как профессия». Альбом к этой выставке — отдельное произведение искусства.

Анатолий Беккерман начал собирать старинное искусство в конце 1960-х (его первой покупкой была картина Коровина). Затем, эмигрировав в США, он открыл галерею и начал этим искусством торговать. Сегодня семья Беккерман — одна из самых влиятельных на мировой арт-сцене. Она достает редчайшие картины русских художников для крупнейших музеев мира (в том числе для Третьяковской галереи и Русского музея).

То, что Пушкинский музей решил показать частную коллекцию картин дилера, — настоящая революция. Буквально лет десять назад наши музеи не могли себе этого позволить. Теперь ситуация изменилась: во-первых, частный коллекционер куда как больше заботится об экспозиции (стоит оценить дизайн, который полностью изменил залы ГМИИ) и общем уровне показа, чем равнодушный музейный сотрудник, во-вторых, богатые предприниматели могут позволить себе издать роскошный каталог и продавать его по вменяемым ценам. Именно таким вышел альбом «Искусство как профессия». Он отличается от выставки тем, что внутри мы находим такие произведения, которые не привезли в Москву.

Например, картины XIX века: сладкий Маковский, поэтичный Саврасов, драгоценный Поленов. В реальности в залы попали только самые любимые Беккерманом художники: брутальный Давид Бурлюк, малоизвестный, но, несомненно, достойный большей славы Борис Анисфельд, пара авангардистов Гончарова и Ларионов, наконец, словно самый дорогой бриллиант сияет картина Сергея Судейкина. Удивительно, что в альбоме живописцам уделено меньше внимания, чем коллекционеру. Но тем он и интересен. Перед нами биография живого человека со своими вкусами и предпочтениями.

Фото: Светлана Маликова